Непростая социально-экономическая обстановка в Домбаровском районе Оренбургской области заставляет людей выживать кто как может. Кто-то проявляет мастерство рукоделия и реализует продукцию собственного производства, кто-то выращивает и продает сельскохозяйственную продукцию, а некоторые стали нелегальными таксистами.
Так называемые бомбилы появились у нас давно. Причиной такому беспределу послужил развал нескольких фирм такси, которые были зарегистрированы в Домбаровском районе. Сейчас только одна фирма в районе занимается профессионально перевозкой людей.
В один из рабочих дней в редакцию газеты обратилась женщина:
- Вы посмотрите, что творится у нас на автостанции? Беспредел! Я часто пользуюсь маршруткой и как только выхожу из нее в Домбаровском, то мне тут же навязывают поездку какие-то люди. А я не хочу садиться в машину к кому попало! Неужели нельзя навести порядок?
Ситуация с нелегалами в нашем поселке не нова. Вот только масштабы этой проблемы стали грандиозными. Несколько дней подряд я наблюдал за тем, как налажена работа частников возле автостанции.
Схема работы бомбил следующая. Они выходят на линию около 7 часов утра, как только на автостанцию начинают прибывать первые маршрутки. Сразу начинается распределение заказов, устанавливается очередь на день. Так называемая планерка проходит в бывшем сигаретном ларьке, хозяин которого умудрился нелегально сдать его в аренду бомбилам. Как говорят работающие нелегально таксисты, вход в ларек платный. Цена невысока, сродни одной поездке на такси - 50 рублей (в день). Здесь шумно: анекдоты, сигаретный дым, чай и газовый баллон с горелкой, благодаря которому они греются. На автостанцию приезжает первая маршрутка, мнимые таксисты уже выстраиваются в очередь и предлагают, а порой и ведут за руки людей в свои автомобили, чтобы довезти до места.
Ежедневно возле автостанции стоит добрый десяток автомобилей частных извозчиков. В один из дней мне удалось насчитать 21 автомобиль. Ушлые водители паркуются везде: возле автовокзала, близлежащих магазинов «Стиль», «Левушка», «777», «Самал», «Магнит», «Пятерочка». Кстати, у нелегалов есть обед с 13 до 14 часов, когда на площади перед автостанцией практически нет автомобилей.
Нелегальные таксисты весь световой день находятся на работе. Их смена длится 12 часов с 7 до 19 часов, пока с интервалом в 30 минут идут маршрутки. Они выбрали самое «хлебное» место. Теперь сюда не пускают официальных таксистов, которых среди нелегалов можно увидеть крайне редко. Ходят слухи, что между конкурентами уже происходят стычки, а угрозы о прокалывании баллонов становятся нормой. Интересен и тот факт, что частники не работают по ночам, а после 19 часов готовят свои автомобили уже на завтра: протирают стекла тряпкой, вытряхивают коврики и так далее прям в центре поселка возле автостанции.
Площадь перед автостанцией ничем не оборудована. Здесь нет даже знаков. Хотя достаточно одного – стоянка для такси.
Домбаровские полулегальные таксисты на панель приборов в машине кладут желтые коробочки от тряпочек, которыми моют машины. А новички просто кладут желтую тряпку. Им осталось только сделать таблички, как у дальнобойщиков – свободен, или детские ведерки синего цвета.
Если любую оформленную кампанию такси можно найти и проверить, то бомбилу проверить нельзя. Официальные такси, оформленные по закону, несут определенные затраты: покупают нормальные автомобили, платят дороже за страховку, проходят технический осмотр, медицинское освидетельствование, получают лицензию, покупают и должны использовать знаки отличия от других авто, снимают в аренду помещение, содержат диспетчеров. И самое главное – они оформлены, как ИП и платят налоги! Как платим налоги и отчисления мы. Частник же просто заливает бензин и ездит. Он не несет никакой ответственности за то, что с вами может произойти.