Оренбургские водители о ценах на бензин говорят, не стесняясь в выражениях. Еще бы: с середины марта цены на бензин начали стремительно расти. На некоторых заправках Оренбурга только за последнюю неделю они дали прирост на 3 рубля. В чем причина — простому человеку понять сложно. Но без топлива — никак, а значит, остаётся только с грустью смотреть, как на одну и ту же сумму автомат наливает всё меньше и меньше привычного.
Большие специалисты сходятся во мнении: рост цен на топливо спровоцировали сразу несколько факторов - увеличение налогов, рост мировых цен, внеплановые ремонты НПЗ и то, что предложений топлива на биржевых торгах откровенно недостаточно. В таких условиях тяжелее всего выживать небольшим автозаправочным компаниям, считает Ринат Абдрашитов, начальник коммерческого отдела одной из сетей АЗС в Оренбурге. «На сегодняшний день дефицит топлива присутствует, это связано с тем как раз, что часть топлива у нас уходит на экспорт, а часть передается на региональные наши заправки, - пояснил наш собеседник. - Оптовые цены сильно превышают цены на розницу. Те федеральные компании, которые могут себе позволить и у которых есть ресурсы, цены держат минимальные, что влияет на отток наших клиентов».
Федеральные сети могут себе позволить перенести прибыль на другое звено, это все убытки перебивает. Региональные же сети терпят убытки. Тревогу забили не только водители и заправщики. В Оренбургское УФАС с жалобой на рост цен обратились глава Бугуруслана и региональный минсельхоз. Последнее совсем не удивительно. В регионе продолжается посевная, а значит хозяйствам нужно ставшее драгоценным топливо. Антимонопольщики организовали проверку местных сетей АЗС. Сравнили показатели с соседями из Башкортостана, Саратовской и Самарской областей. Пока признаков монопольно высокой цены на топливо в Оренбуржье не зарегистрировано.
«Сейчас Оренбургская область в ценовом сегменте находится в середине ПФО, поэтому есть субъекты, в которых и дизельное топливо, и наиболее ходовой 92-ой бензин - гораздо дороже. Так что монопольно высокой цены мы пока не видим. Что касается согласованных действий и сговора на данном товарном рынке, нам нужно время, чтобы проанализировать деятельность оптового звена на территории области, что мы и будем делать», - заверил руководитель УФАС по Оренбургской области Владимир Окшин.
За бензин взялись и в правительстве страны. Было принято решение с 1 июля снизить акцизы на дизельное топливо на 2 тысячи рублей с тонны и не вводить дополнительные 500 рублей повышения с тонны, а на бензин снизить на 3 тысячи рублей от действующего размера акциза. Эти порядки вводятся на полгода.
Но поводов для радости пока мало. Эксперты говорят, что снижение акцизов на топливо не приведет к снижению стоимости бензина, а только остановит рост. Это точечное решение, системные меры планируют разработать к осени. Тем временем специалисты прогнозируют: в скором времени рост цен на бензин отразится на всех сферах жизни.