Бережно, кончиком тонкой кисти, Алексей Евдокимов наносит краску на поврежденные временем фрагменты иконы, на языке реставраторов «убирает утраты». Чудесным провидением или волею случая попал этот образ в Державинский храм, построенный во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
Тамара НАЗИНА
- Икона была черной от копоти, покрыта потемневшей олифой, дерево, на котором она написана, растрескалось, - рассказывает Евдокимов. – Сначала клеили доску, шпаклевали, потом принялись за очистку самого образа. Сперва ничего было не разобрать, потом стали проявляться лики, мы никак не ожидали, что здесь роспись такого качества! По всей видимости, написана она маслом в начале XX века, тогда делали иконы упрощенного вида, четко выписывая лица и руки. Одеяния большого значения не имели, так как икона укрывалась окладом, скрывавшим детали. Лица и руки Божьей Матери и младенца Христа выписаны на этой иконе мастерски, чувствуется работа умелого живописца.
Ценность образа именно для Державинского храма не только в уровне мастерства написавшего его художника. Он оказался списком Смоленской иконы Божьей Матери, во имя которой и был построен храм. Подобный ему был в иконостасе до революции, но в годы гонений на церковь большинство образов были уничтожены или утрачены. После реставрации икона Смоленской Божьей Матери вновь станет главной храмовой.
…История ее обретения и удивительна, и проста. Население в селе Державино немолодое, уходят на покой его старожилы, а дома остаются детям и внукам, многие из которых используют их как дачи. Вот и Наталье, постоянно живущей в Самаре, дом достался по наследству. Приехав на лето в свое «имение», она активно включилась в жизнь сельчан, принимала участие в субботниках, ходила на службы в храм, восхищалась работой реставраторов. Однажды обратилась к ним с просьбой – посмотреть старинную икону, оставшуюся от бабушки. Узнав, что за образ скрывался под слоем копоти и олифы, сказала решительно: «Раз это храмовая икона, здесь ей и надлежит быть». Так церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери обрела свою хозяйку и покровительницу.
На сохранение живописи в рамках первого этапа работ из федерального бюджета в 2017 году выделено более 13 миллионов рублей.
Московские реставраторы завершают в Державино первый этап работы. Раскрыты сохранившиеся на стенах храма росписи, укреплены штукатурка и живопись. Известно, что храм неоднократно перестраивался, поверх старых росписей прописывались новые изображения, это было обычной практикой. Проведенные до начала работ анализы показали наличие нескольких слоев, за росписью начала XX века просматриваются рисунки более раннего периода.
- Удивительный объект: насколько трудно работать, настолько и интересно, - признается художник-реставратор Николай Сорокатый. – Последнее поновление росписи было сделано примерно в 1912 году самарским художником Семеном Чичкановым. В ходе реставрационных работ найдена его монограмма, раньше была известна только подпись. Чичканов взял за образец роспись Владимирского собора в Киеве, над которой работали такие художники, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель. Во многих храмах сразу же стали повторяться созданные ими композиции, например, в стиле модерн были расписаны православная церковь в Варшаве, в Петербурге храм Спаса на Крови.
Все это были статусные храмы в больших городах, вряд ли где еще в сельской глубинке можно встретить подобную роспись. Вероятно, владельцы села Державино были знакомы с современными стилями и захотели, чтобы в их церкви была такая живопись.
- Здесь работали очень хорошие художники-монументалисты. Это видно по стилю, когда одним мазком делают форму, рисунок, - продолжает Сорокатый. – Такой высококлассный модерн, такого уровня роспись – большая редкость не только в сельских храмах. Композиции выполнены настолько солнечными, яркими красками, что кажется, написаны только вчера.
Это после работы реставраторов, снявших слои побелки, копоти и грязи, заиграла роспись в храме чистыми цветами радуги. Живопись, особенно в купольной части, находилась в плачевном состоянии, промедление с реставрацией было смерти подобно. На деньги, выделенные государством по программе «Культурное наследие народов России», проведены исследование, раскрытие и консервация живописи. Решение, что будет с ней дальше, примут на уровне правительства страны, Министерства культуры. Останутся росписи в таком виде или художникам позволят сделать их более удобными для восприятия, уже не столь важно. Главное, что удалось сохранить уникальное наследие семейства Державиных и выдающихся художников, вложивших в роспись храма талант и душу.
…Светло и печально улыбается юная державинская мадонна на главной храмовой иконе. После реставрации она займет свое место в иконостасе, чтобы никогда уже не покидать свою земную обитель, служить ей опорой и защитой.