Историческую правду подменили "истерической"?

Большие надежды чреваты разочарованием. "Великое кино о великой войне", специально выпущенное в преддверии 65-го Дня Победы, заявленное автором как "фильм, который покажет нашей молодежи настоящую историю Великой Отечественной", не оправдало многих ожиданий. Во-первых, должны быть разочарованы прокатчики. Если, конечно, они всерьез рассчитывали на коммерческий успех картины Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние" >Утомленные солнцем-2. Предстояние". Самый дорогой фильм за всю историю российского кино, поглотивший 50 миллионов долларов (в том числе и государственных), за первые дни показа окупился примерно на десять процентов. Однако уже в следующие, майские, выходные его значительно опередил "Железный человек–2", собравший за уик-энд 7,5 миллиона долларов. В то время как "Утомленные" - в шесть раз меньше. Подробности этого провала, измеряемого выручкой от показов, ежедневно смакуются электронными СМИ. Из регионов сообщают, что на новый фильм Михалкова школьников и прочих отчасти подневольных граждан ведут в принудительном порядке. А многие из тех, кто пришел добровольно, во время показа якобы встают и уходят. Означает ли это, что "Утомленные солнцем-2" - фильм бездарный и неинтересный, а, к примеру, "Железный человек-2" - образец высокого искусства? Думаю, никому не придет в голову сравнивать эти картины… Чем же раздражает многочисленных критиков - профессионалов и любителей - кино "о войне", снятое знаменитым режиссером?
Из большого зала кинотеатра во время просмотра "Утомленных солнцем-2" >Утомленных солнцем-2" никто не вставал и не уходил. На дневном сеансе нас всего-то было четверо. И те три часа, что длился фильм, никого не утомили. Но чувство некоторого удивления по ходу действия, признаюсь, посещало. Конечно, если бы автор не воскресил павшего жертвой сталинского режима в "Утомленных солнцем" комдива Котова, сгинувших в лагерях его жену и дочь Надю, а также друга семьи Митю, перерезавшего себе вены в финале первого фильма, никакого второго кино бы не было. Чтобы стать активной участницей военных действий, Наде, в 36-м бывшей еще дошкольницей, к 41-му году пришлось резко повзрослеть. В отличие от матери, которая от всего пережитого стала только краше и моложе. Сам Котов попадает на войну, в штрафбат, прямо из лагеря, где после известия о начале войны и атаки немецкой авиации ему меняют расстрельную 58-ю статью об измене Родине на статью о краже. Возможно ли такое? Правда жизни порой превосходит художественный вымысел. В знакомой мне семье по этому поводу вспоминают судьбу близкого родственника, на момент начала войны – политзаключенного. По идее, должны были расстрелять. Но его, обладавшего золотыми руками и идеальным слухом по части моторов - от автомобильных до танковых, поставили на службу Родине, каким-то образом поменяв статью.
Куда более необъяснимой до конца "Предстояния" остается заинтересованность Сталина в судьбе Котова. Он почему-то в середине войны вспоминает про опального комдива и отправляет на поиски, практически - в неизвестность, того самого Митю, ставшего уже полковником НКВД. Вождь просит передать Котову таинственную папочку на замочке, о содержимом которой нам, вероятно, предстоит узнать во второй части дилогии "Утомленные солнцем-2. Цитадель".
Кстати, к волнующему многих вопросу об исторической правде. Даже создатели документальных лент ею порой пренебрегают, но достоверность фактов войны, красочно отображенных в "Предстоянии" Михалкова, у меня лично особых сомнений не вызывает. Вся эта кровь, и грязь, и человеческое мясо, и предательство, и геройство на грани безумия уже не раз описаны, взять хотя бы последний роман Астафьева "Прокляты и убиты". Но, возможно, впервые "правда войны" показана с таким размахом, так предельно, если не сказать – чрезмерно, натуралистично. Нам еще и еще раз напоминают, что война – это страшно, страшно и противоестественно до ужаса. И это совсем не тот ужас, который люди испытывают при просмотре триллеров. Ты понимаешь, что именно так мог погибнуть твой дед или прадед, на которого когда-то пришла похоронка с фронта или сообщение "пропал без вести". И какой-то его талисман, как ключи от дома необстрелянного кремлевского курсанта из "Предстояния", погибшего в первом же бою, мог наматываться на гусеницу немецкого танка вместе с живой человеческой плотью… Так почему же, несмотря на весь размах, на обжигающе яркие сцены предстояния человека перед лицом смерти, фильм Михалкова особенно не трогает? Автор равнодушно подменяет эмоции, которые вызывает смерть, ее механикой. И нет нужды сдерживать слезы, как это бывает, когда смотришь некоторые старые фильмы о войне. Каким образом они достигают такого эффекта сопереживания: разорванными телами, невероятными физическим страданиями? Да нет, мы сопереживаем боли душевной. Потому что война - это и огромное нравственное страдание всего народа, боль за близких, голодающих в блокадном Ленинграде или оказавшихся в оккупации, которых ты, сражаясь за Родину в целом, сейчас не можешь защитить. Именно из этого страдания и сострадания рождались великие подвиги.
У героев "Предстояния" о подвигах, да и вообще о каких-либо душевных порывах, пока речь не идет. Они лишь часть огромной человеческой массы, которую неведомая страшная сила гонит в мясорубку войны. Советская власть и Красная армия будто забыли про них, бросив на произвол судьбы. Что человеку остается делать в такой ситуации? Михалков говорит: Великая Отечественная война вернула Россию к Богу. И крестит свою героиню, единственную оставшуюся в живых пассажирку разбомбленного немцами санитарного корабля, в холодном море, прямо на мине, готовой разорваться в любой момент. Что следует за ее чудесным спасением, как развивается характер героини? Вскоре девушка оказывается на берегу - и режиссер надолго забывает о ней. Так происходит практически с каждым персонажем, потому что, отказавшись от внятной сюжетной линии, режиссер решил продемонстрировать зрителю ряд эффектных, но порой почти не связанных друг с другом эпизодов. Их действительно можно без ущерба для сюжета переставлять местами. Меняй только титры с 1941 на 1943 год и обратно. Тем более что прочими географическими, историческими или временными подробностями нам головы не забивают. На мой взгляд, для фильма, претендующего на звание большого кино о великой войне, направленного на воспитание молодежной аудитории, это упрощение ошибочно. Возможно, зритель подготовленный правильно прочтет и оценит и режиссерские находки, и игру актеров (ведь даже в эпизодах снялись настоящие звезды), и удачные цитаты из других фильмов. А главное – сумеет свести все события воедино.
Посетители кинотеатров, выросшие в основном на голливудском киноматериале, увидят в "Предстоянии" скорее очередной блокбастер. С морем крови, оторванными конечностями, а также голой фашистской задницей и обнаженной женской грудью, за которыми многие затруднятся угадывать высокий исторический, а тем более патриотический смысл. Остается надеяться, что странный михалковский паззл сложится в одну картину с выходом на экраны второй части дилогии "Утомленные солнцем-2. Цитадель". Но только ее уже не получится посмотреть, как это всегда бывает с киношедеврами, - на одном дыхании.
Валентина СОКОЛОВА.

 
По теме
В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю Евгения Богданова Фото: кадр видео В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю.
Прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении местного жителя.
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург