Культурный объект? Окружить!

Что грозит историческому центру?

Александр Агафонов , заслуженный архитектор РФ

 

фото Олега Незванова

Историческому центру Оренбурга грозит очередное градостроительное преступление. Готовятся материалы по застройке одного из ЕГО кварталов высотными домами.

ПРИШЛЕЦЫ

Историческая часть города Оренбурга, которая включена в список исторических городов Российской Федерации, по территории всего города насчитывает всего 1% старой, изначальной планировки. Планировка эта уникальна и не имеет аналогов в градостроительстве.

Казалось бы, такую, доставшуюся от прошлых веков среду вместе с присущими ей памятниками архитектурного и историко-культурного значения мы должны беречь. Однако уже несколько десятилетий, а последние годы особенно,  исторический центр стремительно теряет свою красоту и уникальность.

За это время было  снесено несколько кварталов в юго-восточной части города, а на их месте возникли пяти-восьмиэтажные здания. Были уничтожены целые кварталы по переулкам: Мастерской, Южный, Почтовый, Алексеевский; улицам: Правды, Восьмого Марта, Челюскинцев. В других частях исторического центра – по улицам М. Горького, Набережная, Ленинская построены резко диссонирующие с исторической средой дома в пять и шесть этажей.

И вот совсем недавно, 21 сентября на сайте Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области был выставлен акт историко-культурной экспертизы на проект зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения жилого дома – «Кирпичный» стиль. Конец XIX века»», выполненный научно-производственным центром «Приоритет» в 2016 году.

Заключение историко-культурной экспертизы вынес ООО «Центр экспертиз и научных исследований» из, прошу заметить, Саратова, состав экспертной комиссии – сборный: председатель комиссии тоже из  Саратова, члены комиссии – из Калининграда и Кирова. Заказчик – Елена Макарова, которая и финансировала экспертизу.

 

ОХРАННАЯ ЗОНА БЕЗ ОХРАНЫ

По логике вещей, столь ответственную работу, да еще и связанную с историческим центром, ради сохранения его достояния обязан заказывать государственный представитель по охране памятников культурного наследия – Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области.

Однако этот серьезный вопрос отчего-то оказался поручен частному лицу. Каковое, смею предположить, разумеется, с удовольствием взялось за это дело, не жалея больших финансовых вложений: надо думать, что у заказчика были свои личные цели. Для реализации этих планов и были найдены проектировщики охранной зоны объекта культурного наследия и эксперты на этот проект – на стороне. Что за дело «варягам» из Калининграда до оренбургской старины?

При изучении материалов проекта и экспертизы сразу становится понятным, что в данной работе учтены все пожелания заказчика.

Суть этой работы сводится к тому, что охранная зона на объект культурного наследия регионального значения конца  позапрошлого века замыкается в границах собственно самого строения и его хозяйственных построек. Фактически же никакой охранной зоны вообще нет!

Уникальное двухэтажное здание по улице 8-го Марта,14  уже оказалось окружено со всех сторон многоэтажками. Со стороны улицы Ленинской – нелепым громоздким девятиэтажным недостроем, вокруг которого уже несколько лет кипит тяжба с неясными перспективами. По улице 8-го Марта – жилыми пяти-шестиэтажками, также и со стороны двора. С одной только стороны есть небольшая отдушина, связь с исторической средой: по линии 8-го Марта через улицу Правды, где в квадрате квартала сохранились еще остатки одно-двух этажных зданий исторической застройки.

Сам квартал, ограниченный с трёх остальных сторон улицами Ленинской, Коваленко и переулком Почтовым, проектировщики разбивают на три охранных зоны: первая — сама улица 8-го Марта, вторая – собственно памятник и его хозпостройки. Третья – основная часть квартала обозначена 3Р3-2, то есть, в переводе с профессионального, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Которая, повторюсь, и есть та самая оставшаяся в квартале историческая среда: невысокие одно- и двухэтажки.

ЕСЛИ ПОЧИТАТЬ ЗАКОН

Так как же авторы проекта «Охранных зон объекта культурного наследия» предлагают регулировать эту оставшуюся историческую среду?

Для наглядности привожу дословно:

«- разрешается снос (демонтаж) объектов капитального строительства;

— разрешается строительство новых объектов капитального строительства в соответствии с параметрами разрешенного строительства максимальная высота 37 метров до парапета и 39 метров до технических сооружений лифтовых и вентиляционных шахт».

В последнем абзаце и содержится и основная цель проекта, и вся цена «заключения историко-культурной экспертизы». За словоблудием о сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде явно выражены намерения заказчика уничтожить эту среду, заменив ее на 12-13 этажные дома (37 метров высоты – это они и есть).

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. №73 совершенно однозначно трактует понятие зоны охраны объекта культурного наследия : «Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство».

В проекте и экспертизе и слова как будто те же, да понятия и вывод совершенно иные, не созидательные, а разрушительные, направленные на уничтожение самой исторической среды.

Эта тенденция возникла за пару последних десятилетий, когда имеющие необходимый капитал, а через него и необходимые связи заказчики, равнодушные к истории города, кусок за куском сжирают историческую среду, следуя исключительно собственной выгоде и пренебрегая уникальность города, интересами его и его жителей.

Не забудем – и это очень важно: ещё и создается высокая плотность территории, в разы увеличивается количество автотранспорта; узкие улицы, и так не справляющиеся с потоком машин, только увеличивают транспортный коллапс.

***

Реакция министерства культуры и внешних связей Оренбургской области пока непонятна. Роль – тоже: посредник ли, сочувствующий, наблюдатель, единомышленник, партнер? Пока молчат. Думают. Но, как мне известно, проект охранных зон объекта культурного наследия, получивший положительное заключение историко-культурной экспертизы, должен быть направлен на утверждение правительством Оренбургской области без какого-либо обсуждения.

А здесь обсуждение как раз и нужно! Проекты по жизненно важным градостроительным изменениям города должны быть вынесены на суд жителей города, то есть по определению Градостроительного кодекса РФ – на публичные слушания. Надеюсь, что так и будет.

 

4  просмотров всего, 4  просмотров сегодня

 
По теме
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург