Доходы-расходы: не конец истории
Показатели бюджета основаны на прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов. Причем в доходах опирались на самый «консервативный» вариант, предусматривающий сохранение уже сложившихся тенденций. Доходы областного бюджета, по прогнозам, составят более 73,5 миллиарда рублей. С учетом последних изменений, это на 6,1 процента меньше, чем в 2015 году, хотя первый проект закона предусматривал снижение доходов на 8,9 процента. Основные источники – налоговые и неналоговые поступления (88,3 процента) и безвозмездные поступления (11 процентов).
Тем не менее, в части доходов по межбюджетным трансфертам регионы России могут ждать сокращения. «Поскольку давление на расходную часть федерального бюджета огромное, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено», – пишет РБК со ссылкой на международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P). Аналогичного мнения придерживаются Счетная палата и эксперты ведущих экономических институтов – ВШЭ, РАНХиГС, Института Гайдара.
Потратить в будущем году планируют 75,5 миллиарда (минус 8,3 процента по сравнению с текущим годом). Дефицит бюджета должен составить чуть более 2 миллиардов, что наполовину меньше, чем запланировано в этом году. Бюджет сбалансирован, планируемый дефицит – всего лишь 3 процента от доходов без учета безвозмездных поступлений. При этом законодательством определена низшая планка в 15 процентов.
– Это самый маленький дефицит бюджета за последние несколько лет. Для нас снижение дефицита, уменьшение долговых обязательств – это целенаправленная задача. Она позволяет сделать бюджет полностью устойчивым к внутренним и внешним воздействиям, – ответила министр финансов Оренбургской области Татьяна Мошкова.
Госдолг: отдавать придется многоПрезентуя еще в начале ноября проект бюджета-2016, Юрий Берг отметил: «Грамотное управление финансовыми инструментами позволит сохранить объем и структуру государственного долга области на экономически безопасном уровне и продолжить процесс его поэтапного сокращения». Речь шла о переводе долговых обязательств в российские рубли и выпуске своих облигаций. «Оренбургская область успешно разместила уже четыре выпуска», – поделился губернатор. Также область заинтересована в привлечении дешевых кредитов из федерального бюджета.
Следуя наказам губернатора, верхний предел государственного внутреннего долга Оренбургской области на 1 января 2017 года утвердили в сумме 32,9 миллиарда рублей, в том числе по государственным гарантиям – 1,06 миллиарда. В 2016 году планируется уменьшить общий объем государственного внутреннего долга на 633 миллиона 725 тысяч. При этом предельный объем госдолга в будущем году прогнозируется в размере 46,9 миллиарда рублей. Стоит отметить, что госдолг области ежегодно увеличивается: в 2010 году он составлял 8,9 миллиарда рублей, а к 2014 году уже достиг 31,6 миллиарда. На его обслуживание область планирует направить более 2,5 миллиарда. В прошлом году это значение было менее 2 миллиардов.
Экономика: государство много не дастРазвитие экономики и инфраструктуры также остаются приоритетными статьями расходов, основная часть которых приходится на разделы «Дорожное хозяйство» (56,6 процента) и «Сельское хозяйство и рыболовство» (27 процентов). Однако из-за отмены ассигнований за счет федерального бюджета в целом по «Национальной экономике» идет сокращение на 2 миллиарда по сравнению с прошлым годом (14 процентов). Бюджетные инвестиции на сельское хозяйство и рыболовство уменьшены на 2,7 миллиарда (45 процентов), зато на 682,6 миллиона больше получили дорожные фонды.
Социальные стандарты: «жертвы» все те жеАвторы закона отмечают, что бюджет по-прежнему остается социально ориентированным. Однако в новых экономических условиях пришлось сократить многие расходы. Более миллиарда рублей лишилось образование: уменьшены расходы на дошкольное образование, покупку учебников и безопасность. Более полумиллиарда потеряло здравоохранение, ставшее полностью программным. Значительно сокращены расходы на покупку основных средств свыше 100 тысяч рублей и капитальный ремонт медучреждений.
Изначально на социальную политику выделили на 2,2 миллиарда меньше, чем в прошлом году. В окончательном варианте закона «социалка» потеряла лишь 289,1 миллиона. При этом пенсионное обеспечение осталось на уровне прошлого года, на 100 миллионов сократили социальное обслуживание населения, на 714 миллионов – социальное обеспечение. Статья «охрана семьи и детства» пополнилась на 275 миллионов.
Главными причинами «урезания» эксперты называют уменьшение количества нуждающихся, оптимизацию и недостаток федерального финансирования. Оппозиция уверена, что область продолжает федеральную традицию «латания дыр» в бюджете за счет низкодоходных групп населения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Грачев , председатель Законодательного собрания Оренбургской области: «Это не бюджет развития, но и не бюджет выживания. Каждый закон, который принимается на заседаниях Законодательного собрания, должен быть безупречным с юридической точки зрения, понятным и справедливым по содержанию, иметь финансово-экономическое обоснование, быть адекватным и исполняемым. Закон не должен обгонять время и должен быть реалистичным. Считаю, что закон Оренбургской области о бюджете на 2016 год всем этим требованиям отвечает.
Его параметры просчитаны с учетом реального положения дел на финансовом рынке и в экономическом секторе. Целая «россыпь» неблагоприятных факторов, связанных с общим состоянием мировой и российской экономики, санкции в отношении нашей экономики и отдельных предприятий повлияли на формирование доходной и расходной частей бюджета на 2016 год. Его трудно назвать бюджетом развития, но это и не бюджет выживания. Бюджет напряженный, но сбалансированный, позволяющий выполнить все социальные обязательства в полном объеме. Немаловажно, что он принят в установленный срок, что позволит муниципальным образованиям принять свои бюджеты будущего года не в авральном режиме.
Если динамика мировой и российской экономики будет разнонаправлено меняться, бюджет области также будет адекватно реагировать на эти изменения. В главный финансовый документ региона будут оперативно вноситься изменения. Прогнозные возможности для бюджетного маневрирования за счет поступления дополнительных доходов существуют. Но при любом сценарии развития событий, хочу это подчеркнуть особо, все социальные обязательства будут выполняться в полном объеме.
Педагоги: «Мы просто боимся остаться без работы»
«Наверное, учителя, как никто другой, должны интересоваться принятием бюджета. Смотрим телевизор, читаем новости в Интернете: образование опять урезали. В сельских школах и так идет сплошная оптимизация: сокращают кадры, объединяют школы. Я даже школу свою не могу назвать, потому что ее могут закрыть и сделать основную – 9 классов», – рассказывает Светлана Беляева , учитель из районной школы.
«Зарплата остается на прежнем уровне, а требований предъявляют все больше, да еще и стимулирующие выплаты сокращают. Приходится совмещать ставки, брать дополнительные часы. Мы с мужем оба педагоги, у нас двое детей. Чтобы получать нормальную зарплату, на которую можно прожить, муж работает до 9 вечера – у него часы и в обычной школе, и в ДЮСШ. Я работаю на двух должностях».
«Бюджет сократили – скорее всего, школы опять не дождутся ремонта. Нашей школе уже 50 лет, столько ее капитально не ремонтировали. Окна, двери – все старое, дети на уроках мерзнут. Уже много раз обещали, даже, кажется, финансирование выделяли на ремонт, а потом сказали: «Денег нет».
Про материально-техническое оснащение вообще не вспоминают: компьютеры есть только в двух классах, не считая класс информатики. Сломалась компьютерная техника – отдаем в ремонт, она там стоит около года, но так как ремонт наш отдел образования не оплачивает, то забираем неотремонтированные машины».
«Расходные материалы учителя покупают сами, картриджи заправляют. Про покупку реактивов и оборудования тоже речи не идет: приходится брать в тех школах, где хоть что-то есть. У меня папа и его друг работают физиками, подруга работала в городской школе. И я, когда нужно, спрашиваю у них то весы, то термометры. Когда в прошлом году с одной девочкой из 9 класса готовились к экзамену, спрашивала целые комплекты по практическим работам».
Пенсионеры: «Путину не до нас!»
«Русский Иван. Сын ленинградки и тамбовского волка», – так говорит о себе Александр Котов , пенсионер, инвалид, бывший слесарь. Рано утром перед очередным заседанием Заксоба он пришел на пикет «Нет» – отмене социальных льгот!» вместе с товарищами по обществу ветеранов производственного объединения «Стрела». Александр Кузьмич признается, что уже привык узнавать все со слов депутатов: «Ведь по радио и по телевизору нам поют: «Народ стал жить лучше!». Только какой именно – не говорят».
«Надо переворот делать, тогда что-нибудь произойдет. Ведь нет у нас путевых руководителей, после 91-го все пропало. Дармоеды одни – только воровать и тащить себе. Закон вообще не работает: Сердюков на свободе ходит, Лужков со своей женой – миллиардеры. Путин сейчас, конечно, другим занят. Но у нас тут тоже свои террористы – это коррупционеры. Простой народ мучается, а воров, жуликов, олигархов держат».
«В прошлом году перед выборами Берг пришел к нам, пенсионерам, на профсоюзное собрание. Ну, я ему и задал вопросы по образованию, по медицине, по сельскому хозяйству. Но он как всегда: «Оптимизация, оптимизация...». Я вот состою на учете в больнице Пирогова и не раньше, чем через две недели попадаю на прием к врачу. Это и есть оптимизация?
Что беспокоило депутатов ко второму чтению закона о бюджете?
Отвечают органы исполнительной власти.
Фракция ЛДПР : «Планируется ли в 2016 году приобретение средств контроля или мониторинга состояния окружающей среды за счет средств областного бюджета?»
Расходы на приобретение стационарных или передвижных экологических постов не предусмотрены. В процессе исполнения бюджета при улучшении экономической ситуации этот вопрос может быть рассмотрен дополнительно. В соответствии с соглашением, заключенным правительством Оренбургской области и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предусмотрено предоставление специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением в области гидрометеорологии и смежных областей. Бюджетные ассигнования на указанные цели запланированы в сумме 8,8 миллиона рублей.
Фракция КПРФ : «Почему при общем увеличении безвозмездных поступлений в бюджет области в 2016 году расходы на аппарат губернатора увеличиваются на 117,8 миллиона? При этом декларируется сокращение расходов на управленческий аппарат».
Это обусловлено необходимостью выплаты пособия при выходе на пенсию государственным и гражданским служащим, содержания зданий, переданных отдельным министерствам на баланс учреждения по административно-хозяйственному обеспечению аппарата губернатора и правительства Оренбургской области, государственной поддержкой телерадиокомпаний, периодических изданий, учрежденных органами исполнительной власти области. А также реализацией мероприятий по позиционированию Оренбургской области в федеральном и международном информационном пространстве.
Фракция «Справедливая Россия» : «Из заключения Счетной платы следует, что правительство запланировало отменить действие закона Оренбургской области от 12.01.2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» в части предоставления ежемесячных компенсационных выплат (155 рублей) на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги социальным и медицинским работникам, а также замену денежной выплатой некоторых социальных льгот, предоставляемых сейчас в натуральной форме ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам (лекарственное обеспечение, зубопротезирование). Каковы правовые основания таких решений?»
В период рассмотрения закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2016 год» в Законодательном собрании правительством области принято решение о сохранении мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, а также льгот по лекарственному обеспечению и зубопротезированию, предоставляемых ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным. В 2016 году меры социальной поддержки указанным категориям лиц будут предоставляться в соответствии с действующим законодательством.