Оренбургский наш платок любит Запад и Восток

У меня для вас, дорогие читатели, две новости – хорошая и очень хорошая. Первая – с 12 по 15 октября в Оренбурге с большим размахом прошли традиционные «Дни оренбургского пухового платка». Вторая – наш праздник вошёл в десятку самых популярных культурных событий России, состоявшихся нынешней осенью. Наряду с  Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Сочи, а также фортепианным в Московской области, культурно-спортивным во Владикавказе, фольклорным во Пскове, театральным в Пензе, оперным в Чебоксарах, классической музыки  в Калининграде и другими.

Дни оренбургского пухового платка имеют ещё одно название – Покровские дни, потому что приурочены к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Сколько лет существует наш пуховый карнавал, столько и удивляет фантазией и изобретательностью его организаторов.  И чего только не происходило за это время! И гашение почтовой марки с изображением нашей знаменитой паутинки, и самое массовое пуховязание, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, и выставка коллекции фабрики пуховых платков, которую, кроме специалистов никто раньше не видел.

И в этом году без «фишек» не обошлось.

«Вяжем легенду»

Всё началось с пресс-конференции в музее изобразительных искусств, которую вела  Евгения Шевченко — министр культуры и внешних связей. Чтобы подчеркнуть своё душевное отношение к празднику, Евгения Валерьевна накануне сфотографировалась в белой паутинке, которая ей очень идёт. Впрочем, вряд ли найдётся женщина, которую не украсило бы наше ажурное чудо. И вот она, первая фишка — презентация видеопроекта «Вяжем легенду», в котором представлены 16 уроков вязания оренбургского пухового платка. Зафиксировать и сделать доступной широкому кругу уникальную технологию народного промысла — инициатива фабрики платков и музея изобразительных искусств.

В качестве учителя, а лучше сказать — мастера — потомственная вязальщица Роза Гумерова (Это имя будет упомянуто в тексте не однажды, потому что нынешний праздник прошёл под знаком Розы Сахабовны). В учениках — заслуженная артистка России, певица Юлия Учватова, директор драматического театра Павел Церемпилов, художник Марина Борисова, историк пуховязального промысла, искусствовед Ирина Бушухина, директор музея изобразительных искусств Юрий Комлев и другие известные люди. Какая замечательная атмосфера царила на этих уроках! Юлия Учватова, как и полагается на посиделках, пела, Роза Гумерова делилась секретами мастерства, Ирина Бушухина рассказывала  об интересных фактах в истории промысла. А какое точное название придумано для проекта – «Вяжем легенду»! Легенда – сам платок, легенда – люди, которые его вяжут. И эта легенда теперь стала общим достоянием.

«Пуховые шедевры»

В этот же день в музейных залах развернулась выставка «Пуховые шедевры». Экспозицию открывает платок «Покров день». Он изготовлен на фабрике пуховых платков специально к этому празднику и подарен музею. Далее тоже идут платки с символикой. С изображением Московского Кремля, гербом России. А вот на белом пушистом поле — кружевной герб СССР. Уже и страны такой нет, и мастерицы (связала его знаменитая вязальщица Ольга Фёдорова), а платок живёт. Одно слово — реликвия. Есть платок, посвящённый юбилею Орска, есть с логотипом съезда КПСС. Это из учебника истории можно вымарать страницы про наше прошлое, а платок хранит отечественную историю надёжнее, чем швейцарский банк вклады олигархов.

Один из самых старых экспонатов – пуховый шедевр 1958 года. Более полувека назад он был представлен на Международной выставке в Бельгии, где коллекция оренбургских мастериц получила серебряную медаль. Рядом с ним – платок, связанный в 40-е годы. Тогда ещё вязали без зубчиков. Этот элемент появился в середине прошлого века. Пуховая выставка органично вписалась в постоянно действующую музейную экспозицию декоративно-прикладного искусства, где представлены изделия мастеров Палеха, жостовские подносы, мезенская игрушка, павловопосадские платки, народные костюмы оренбургской мастерицы Ирины Маликовой.

«В моей семье вяжут все»

А вот Роза Гумерова не любит вязать, как она говорит, культовые сооружения и архитектурные строения на платках. Хотя умеет. И вяжет на заказ.

— Я люблю наш платок с традиционным орнаментом. И считаю, что платок – вещь утилитарная, которую носят на плечах и голове. Он должен украшать женщину, а не стену. Поэтому я приверженец таких традиций, — призналась мастерица на своей персональной выставке, открывшейся на второй день праздника в галерее «Оренбургский пуховый платок».

Она родилась в селе Жёлтое Саракташского района – центре ажурного пуховязания.  В её семье вязали все. Бабушка, которая одна из первых вступила в 30-е годы в пуховязальную артель, мама, удостоенная за свои платки ордена Трудового Красного Знамени, сёстры. Сама она начала вязать с малых лет. А в 18 уже была назначена контролёром комбината пуховых платков.  В её собственной семье тоже вяжут все – и дочь Маргарита, и сын Роман. Роза Сахабовна — участница многих художественных выставок в России и за рубежом. Её платки представлены в коллекции Государственного Исторического музея и Оренбургского музея изобразительных искусств. Как истинный художник,  Роза Сахабовна создаёт свои узорные мотивы. Восточная звезда – этот элемент придумала и впервые исполнила именно она. До этого был ромб. И платок именовался казачьим. Благодаря Розе Сахабовне в старинный промысел был привнесён элемент мусульманской культуры. Очень лаконичный, чёткий и ясный. Есть у неё и другие находки. Увидев в Белоруссии интересный народный орнамент, она переработала и ввела его в наш платок. Так появилась её авторская «решётка», которую взяли на вооружение и другие пуховницы.

Выслушав все дифирамбы в свой адрес, очень искренние и сердечные, Роза Сахабовна с присущей ей скромностью сказала:

— У нас в селе летом взрослые выходили к дому, бросали на землю телогрейку или старое пальто и вязали. Нам, детям, невозможно было не научиться этому ремеслу. Мне очень повезло. Когда начала свою трудовую деятельность в 1971 году после 10 класса, работала с вязальщицами, имена которых сегодня вписаны золотыми буквами в историю промысла. Кто-то гордится своей красотой, кто-то имением, а я горжусь простым своим умением.

Идёт коза рогатая…

А 14 октября в Оренбурге появился памятник Козе. Точнее — городская скульптура  «Оренбургская коза». И это правильно, ведь,  если бы не замечательные свойства пуха оренбургской козы, не было бы у нас и уникального платка. И это «фишка» №2. Бронзовая козочка получила прописку в Индустриальном парке «Оренбургский пуховый платок» на улице Переселенцев 1/1.

Хоть козы и любят скакать по верхам, эта козочка стоит практически на земле. Автор памятника оренбургский художник Иван Ульянов не стал взгромождать на её пьедестал. И правильно сделал. Зато теперь любой может подойти и погладить кормилицу, благодаря которой выросло не одно поколение в Оренбургском крае.

На деньги, полученные за платки из пуха губерлинской козы, содержали семью, учили детей, играли свадьбы. Как водится, наудачу можно и потереть памятник. Что именно — оренбуржцы пока не определились. Кто-то облюбовал рога, кто-то нос. Отсутствие монументальности исключает пафосность. Что и правильно – коза животное домашнее. Это вам не конь под Марком Аврелием или Александром III. Ну вот, с козой определились. Теперь самое время подумать о памятнике оренбургским пуховницам, прославившим наш край. «Родился оренбуржец»В качестве постскриптума к празднику 16 октября была проведена благотворительная акция

«Родился оренбуржец».

В родильном доме на улице 8-го Марта, 34 всем детям, родившимся 14 октября, были подарены вязаные ажурные одеяльца фабрики пуховых платков, а также  пинетки – мальчикам — синие, девочкам — розовые. А родилось в этот день девять ребятишек – пятеро мальчиков и четыре девочки. И во всех девяти случаях это не первые дети, а вторые и даже третьи. Так была заложена замечательная традиция – принимать новорожденного в оренбургский пуховый платок, чтобы все знали —  родился оренбуржец!

Отличная идея. И ничего, что мы тут не первые. Например, в Англии,  родившихся в королевской семье, представляют подданным в белых шетландских шалях. Эта традиция означает непрерывную последовательность событий, которую следует бережно сохранять. Это даёт англичанам, так любящим постоянство, чувство стабильности, защищённости, уверенности в завтрашнем дне.

Теперь и мы приобщились к этой традиции. И одним семейным обычаем стало больше. А хороших обычаев много не бывает. Ведь это то, что лежит в основе каждого народа. Именно на традициях воспитывается новое поколение,  благодаря им передаётся историческая память. А, стало быть, не обрывается нить, связующая прошлое и будущее.

Прямая речь

Павел Церемпилов, директор Оренбургского драматического театра: — Мне было интересно принять участие в проекте «Вяжем легенду»: у меня в роду вязали. Благодаря урокам, я понял, что такое пух, как его выбирают, как очищают от мусора. Мы изучили виды прядения, основные петли. Теперь я понимаю, как складывается рисунок. Работа с пуховой нитью —  дело тонкое. Она требует времени, терпения. Платок я пока не связал, но образцы все сделал. Учились мы старательно. Но до профессионалов, которые работают на уровне подсознания, нам, конечно, далеко. Я даже не могу назвать это работой. Это образ жизни. Таких людей не очень много. Их работа уникальна. Настоящая оренбургская шаль или ажурный платок везде ценятся. Я 15 лет езжу по разным городам с театром. И я везде вожу с собой платки. Мы дарим их организаторам фестивалей. И они искренне радуются такому подарку. Сейчас едем на гастроли в Йошкар-Олу, потом в Самару. Обязательно повезём с собой платки. У людей Оренбуржье ассоциируется с пуховым платком.

Ирина Бушухина, заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок»: — В рамках праздника состоялась региональная научно-практическая конференция, посвящённая промыслу. Были выступления, затрагивающие все аспекты — от проблем козоводства до сувенирной продукции. А проблемы, к сожалению, есть. Так, второй год уже нет пуха губерлинских коз, не редкость контрафактная продукция. Уже год, как в Оренбурге функционирует Центр экспертизы при центре народных ремёсел, который следит за качеством платков. Люди приносят сюда свою продукцию, чтобы получить паспорт качества. Мы были вынуждены пойти на это. Оренбургские магазины заполонил узбекский платок, который выдаётся за оренбургский. Но никакого сравнения с нашими платками не выдерживает. Нет школы, ни богатейших традиций. Нам нельзя терять свою марку. Поэтому и появился Центр экспертизы.

Юрий Рысухин, заслуженный художник России: — Оренбургский пуховый платок – бренд нашего края. А те люди, которые его делают, уникальные мастера. Низкий поклон им за то, что они сохраняют исконную культуру оренбургского края. Выставка Розы Гумеровой меня, как художника, просто потрясла. Тончайшая работа. Это по-настоящему музейные экспонаты.

 

Наталия Веркашанцева, фото автора

Ещё новости о событии:

Оренбургский наш платок любит Запад и Восток - Оренбургская неделя
У меня для вас, дорогие читатели, две новости – хорошая и очень хорошая. Первая – с 12 по 15 октября в Оренбурге с большим размахом прошли традиционные «Дни оренбургского пухового платка».
08:56 18.10.2017 Оренбургская неделя - Оренбург
Дни оренбургского пухового платка» завершились рождением новой традиции В Оренбуржье родилась новая «теплая» традиция: малышу,
21:43 17.10.2017 Музей ИЗО - Оренбург
14 октября в рамках празднования Дней оренбургского пухового платка Оренбургский областной музей изобразительных искусств открыл свои двери для участников XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.
21:13 17.10.2017 Музей ИЗО - Оренбург
В Оренбуржье родилась новая «теплая» традиция: малышу, появившемся на свет 14 октября дарить покрывала Фабрики оренбургских пуховых платков и пуховые пинетки.
18:44 17.10.2017 OrInfo.ru - Оренбург
 
По теме
«Оренбургский пуховый платок» — именно это наименование заставило две фирмы через экспертов антимонопольной службы решать конфликт интересов компаний «Шима» — это ныне известная как «Фабрика Оренбургских пуховых платков»
Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области возбудило дело в отношении ООО Оренбургская пуховая артель «ПУША» по признакам нарушения ч.1 ст.14.6 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция).
Стены и даже потолок в филиале Орского краеведческого музея в Старом городе завешаны платками, палантинами и паутинками.
Употребление алкоголя при ОРВИ - Министерство здравоохранения Один из мифов, чрезвычайно популярный в нашей стране, связан с тем, что алкогольные напитки являются хорошим профилактическим средством при простуде.
Министерство здравоохранения
Не будьте как Петя! Лечите инфекцию вовремя! - Гайский городской округ Любая инфекция может приобретать хроническое течение с периодическими обострениями, что может затруднять нормальную работу организма и в последующем привести к потере функции органа или вообще к развитию онкологического заболевания.
Гайский городской округ
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ИРИНЕЙ ПОСЕТИЛ ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦЫ - Орская Епархия Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, посетил праздник «Широкая масленица народов Оренбуржья», прошедший в Православной гимназии во имя Царственных страстотерпцев при храме Преображения Господня.
Орская Епархия