Правда или самооправдание

Фото: uralpressa.ru

Размышления о фильмах «Троцкий» и «Демон революции»

Владимир НИКИТИН

Рекламу этих фильмов закрутили на телеэкранах еще задолго до дней показа 6 – 9 ноября, при этом броские картинки сопровождались обещанием не отступать от правды. Очень на это хотелось надеяться. Ну сколько можно поносить народ, совершивший Революцию, признанную во всем мире величайшим событием XX века, сколько можно поливать грязью вождей, о которых с почтением отзывались многие видные деятели, в числе которых великий французский писатель Ромен Роллан, английский премьер Уинстон Черчилль и наш патриарх Алексий I! Да, были большие издержки великого переворота, тяжелые жертвы и перегибы. О них тоже нельзя молчать. Надо анализировать, что из жертв было оправданным и почему, а что нет. Думалось, что это и хотят начать авторы фильмов «Демон революции» и «Троцкий». Тем более что и Путин призвал к примирению красных и белых.

В темных углах детали теряются

Но когда я увидел, что один из сериалов представляет вдохновитель пошлой телеразвлекаловки Константин Эрнст, а в исполнителях одной из ролей – Сергей Гармаш, взяло сомнение. Да разве будет стремиться к объективному анализу телемагнат с доходами в сотни миллионов рублей или актер, которому съемка лишь в одном клипе, посвященном рекламе банка, принесла 15 миллионов рубликов! При советской власти они, разумеется, не получали и сотой части этих доходов, жили на зарплаты и гонорары из средств с продаж телевизоров, отчисляемых заводами. Теперь же в их распоряжении деньги от безудержной рекламы на ТВ, техническая база которого создана всем народом и присвоена кучкой телебояр.

Впрочем, правда в обоих фильмах была. Правда бытовой детали, уводящая героев в суету обыденной жизни. Например, Троцкому было действительно не до своих детей. Первую жену он вообще бросил в Сибири с малолетками, не оказав им никакой помощи, хотя имел такую возможность. Его личная хроника подтверждает и любовь к бронепоезду, который рассекал просторы России, и страсть к жестоким мерам против отступающих красноармейцев (однажды он расстрелял каждого десятого из бежавших с поля боя). Но вот дело доходит до решающих моментов революции. И тут Троцкий предстает едва ли не пустозвоном, произносящим довольно шаблонные фразы, в общем-то не способные зажечь массы. Между тем он был признанным оратором, умеющим мобилизовать народ. Я вспоминаю, как восхищался им мой односельчанин Шкода, которому пришлось участвовать в Гражданской войне и довелось слушать Троцкого. Он взахлеб говорил о нем перед нами, мальчишками, не боясь тогдашних запретов на это имя.

В фильмах Лев Давидович – самоуверенный одиночка, который самочинно, без товарищей по партии решает судьбы революции. Само ее начало он вроде произвольно переносит с 27 октября, как наметил Ленин, на 25-е. И никаких тебе объяснений. Между тем известны документы, неопровержимо свидетельствующие, что восстание началось именно по ленинскому плану, и еще не забыты слова вождя: сегодня еще рано, завтра будет поздно. В сериале же Троцкий дурашливо заглядывает в темные углы кабинета и иронически вопрошает тех, кто говорит о руководящей роли Ленина: где он, где он, куда спрятался от революции?

Постельные сцены важнее разрухи

На самом деле Троцкий точно знал, почему накануне переворота Ленина не оказалось в столице. Он приехал из Германии и был объявлен немецким агентом. Керенский издал приказ о его немедленном аресте. Поэтому-то он скрывался в Разливе. А Троцкий прибыл из дружественной Антанте Америки. Поэтому мог действовать легально и действительно сыграл важную роль в революции. Он никак не мог принижать участие вождя, в руках которого были все нити восстания. Поэтому шаржированная сцена, в которой Лев Давидович с демонстративным сарказмом говорит о миссии Ленина, выглядит лишь примитивным художественным приемом, призванным внешне соблюсти правду факта, но по сути извратившим ее до неузнаваемости.

Можно с уверенностью сказать, что авторы фильмов сознательно так использовали правду деталей, чтобы затемнить и исказить правду историческую. Вожди предстают как злобные, вечно грызущиеся между собой вожаки, которые бьются за личную власть (Ленин даже грозит Троцкому скинуть его с крыши). По сути дела, уходят из поля зрения грандиозные бедствия страны, которые сделали восстание неизбежным: разруха, голод, миллионы загубленных жизней, бессмысленность войны, нерешенность земельного вопроса. Вроде все это тогда даже не обсуждалось. На первое место постоянно выходят постельные сцены, шуршание нижних юбок да песни женщин про атамана разбойников в присутствии Ленина – намек авторов очевиден. На фоне жестокости революционеров демонстративно показана мягкость, интеллигентность жандармов. Это их, оказывается, избивали до крови в застенках, хотя они ведь вот как пеклись о правах человека: стоило известному революционеру Красину пристыдить сатрапа, припугнуть адвокатом, как тот сразу сдался и отпустил задержанного, будущего автора ГОЭЛРО.

Германский след не найден

Оба фильма старались уверить зрителя, что революция совершена на немецкие деньги. Для этого одним из главных героев сделали Парвуса, роль которого исполняли два совершенно разнохарактерных артиста. Именно его сценаристы пытались превратить в демона революции, обеспечившего сделку с немецким генштабом. Он действительно хотел быть посредником. Но быстро прославился как провокатор. Во время Первой мировой стал ярым немецким шовинистом, хотя был евреем (настоящая фамилия – Гельфанд). Шовинистической идеологией был пропитан его еженедельник «Колокол» (ничего из этого не показано в фильмах). Парвус сотрудничал с германской контрразведкой и нажил на военных поставках миллионное состояние. Это было хорошо известно Ленину, и он отрицательно относился к псевдореволюционеру. Современные историки, в частности автор недавней публикации в «Литературной газете» Георгий Цаголов, заявляют, что доказательств использования немецких денег для подготовки революции нет. Но мы и сами в состоянии рассудить на сей счет: как германская субсидия могла пересилить огромные средства российского правительства и буржуазии, выделяемые на пропаганду? Нет, народ и без пропаганды хорошо понимал свое бедственное состояние.

Хозяйчики предпочитают прибыль

Драмы и трагедии Великой революции определялись не мелкими устремлениями вождей, а именно тяжелейшим положением страны, оказавшейся на распутье. У меня нет сомнения в том, что Октябрьское восстание измученного народа стало тогда неизбежным. Другой вопрос, готовы ли мы были к переходу к социализму. Думаю, что – нет. 80 процентов населения было неграмотным, четыре пятых его жили в селе. Вопреки утверждениям нынешних пропагандистов, будто Россия была передовой промышленной державой, она отставала от Запада по всем основным показателям и ее технический уровень поддерживался иностранными технологиями и машинами. Вот почему Ленин принял решение о переходе к нэпу – нужно было подтянуть страну. О новой политике он сказал, что она «всерьез и надолго».

Вот эта коллизия, а не вздорные личные укусы и стычки между Троцким и Сталиным, как показано в сериалах, развели вождей по разные стороны баррикад. Первый считал, что победа социализма в России без помощи западного пролетариата невозможна. Это порождало неверие в будущее и вело к сдаче позиций революции. Сталин же провозгласил вслед за Лениным, что построение нового общества в отдельно взятой стране, богатой ресурсами, вполне реально. И это открыло перспективы для строительства пролетарско-крестьянского государства. В то же время породило новый раскол в обществе и противостояние сил. Владимир Ильич стратегически мыслил правильно: надо, надо было использовать частную инициативу, чтобы мобилизовать припрятанные капиталы и торговлю на реконструкцию. Но почему Сталин свернул с этой дороги? А потому, что он видел: нэп хотя и принес хорошие результаты, укрепил рубль, но не способен обеспечить форсированные темпы модернизации экономики. Между тем надвигающаяся Вторая мировая война требовала пробежать в десять лет расстояние, которое другие страны прошли за сто. У хозяйчиков же главный интерес – в прибыли, а чтобы «жила страна родная», особой заботы не было.

Вот какую правду хотелось бы увидеть и услышать в фильмах, посвященных урокам Октября. Но киноподельщики продолжают идти по проторенному пути оправдания своего благостного положения. Такие телеверсии не объединяют общество, к чему призывает президент, а еще более раскалывают его.

 

 
По теме
«Вперед в прошлое…»: музей истории Оренбурга приглашает на экскурсии - ГТРК В рамках празднования 275-летия города Оренбурга управление по культуре и искусству администрации Оренбурга и музей истории города подготовили для жителей и гостей областного центра обширную культурную программу.
18.07.2018
В рамках празднования 275-летия города Оренбурга управление по культуре и искусству администрации Оренбурга и Музей истории Оренбурга подготовили для жителей и гостей областного центра обширную культурную программу.
18.07.2018
 
С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018
 
«Кто Ш буст?» - Орская Газета Под таким названием увидела свет книга Дмитрия Сарвина – «режиссера, художника и немного писателя», как говорит о себе сам автор.
17.07.2018
40 школьников из Оренбургской области отправятся по маршруту «Россия – Родина космонавтики» - Министерство спорта и туризма   С целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщении молодежи к истории и культуре России Министерство культуры Российской Федерации продолжает реализацию Национальной программы детск
17.07.2018
Орские приставы окончили исполнительное производство, по которому несовершеннолетний ребенок был возвращен матери.
17.07.2018 Орская хроника
В рамках празднования 275-летия города Оренбурга управление по культуре и искусству администрации Оренбурга и Музей истории Оренбурга подготовили для жителей и гостей областного центра обширную культурную программу.
18.07.2018 Администрация г. Оренбург
Под таким названием увидела свет книга Дмитрия Сарвина – «режиссера, художника и немного писателя», как говорит о себе сам автор.
17.07.2018 Орская Газета
Зданий с богатой историей в старой части Оренбурга еще немало. Но отдельной легендой является дом на улице Советской, 32.
11.07.2018 Южный Урал
Бег Мира в Бугуруслане - Министерство спорта и туризма   17 июля 2018 года бугурусланцы встречали хлебом, солью и концертной программой участников российского этапа международной факельной эстафеты "Бег Мира 2018".
18.07.2018 Министерство спорта и туризма
15 июля планета узнает имя нового чемпиона мира по футболу. Но уже сегодня можно смело утверждать, что мировой смотр большого футбола в России стал настоящим украшением лета 2018 года.
16.07.2018 Орская Газета
5 июля завершилась межлагерная спартакиада «Лето-2018», проходившая на базе детского оздоровительного лагеря «Лесные поляны».
16.07.2018 Орская Газета
Заместитель начальника 2 отдела УНК УМВД России по Оренбургской области подполковник полиции Артем Лапков отдыхал со своим ребенком на пляже возле колхоза имени Ленина под Оренбургом.
18.07.2018 ОМВД по Оренбургскому району
Житель Новотроицка угрожая взрывом газовых баллонов думал решить свои долговые обязательства - Служба судебных приставов В Новотроицком районном отделе судебных приставов было возбуждено сводное исполнительное производство о взыскании общей  суммы задолженности около 400 тысяч рублей.
18.07.2018 Служба судебных приставов
В связи с ремонтом оборудования 19 июля с 10 до 24 часов будут произведены плановые отключения электроэнергии по улицам: Ленинской (№ 29-33, 32а-36), 9 Января (№ 28), Домбаровской (№ 2-42, 1-25), 1-ой Береговой (№ 1-7, 2-10),
18.07.2018 ГТРК