Решил задачу – получил шанс

Сегодня школьники 7-11 классов изучают геометрию по учебнику Левона Атанасяна. В конце ноября учителям математики оренбургских школ лекции читал сын знаменитого математика – Сергей Атанасян, чтобы познакомить их с использованием векторно-координатного метода при решении задач по элементарной геометрии высокого уровня сложности, которые в ЕГЭ встречаются во второй части.

Жизнь не стоит на месте. Каждый год школьное образование претерпевает все новые и новые изменения. Последствия этих нововведений оценить сегодня непросто, но быть готовыми к ним «во все оружия» учителя должны, чтобы соответствующим образом подготовить и учеников. Поэтому актуальный лозунг страны Советов: «Учиться, учиться и учиться» всегда актуален в образовательной среде.

На базе двух университетов Оренбурга – ОГУ и педагогического – ежегодно проходят курсы повышения квалификации учителей-предметников. В конце ноября такие курсы прошли учителя математики на базе факультета повышения квалификации преподавателей Оренбургского государственного университета. Насыщенной была не только сама учебная программа, в рамках которой занятия проходили с утра и до вечера. Интересны были и сами преподаватели. Среди них – ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений Андрей Семенов, автор учебных пособий по математике Лариса Крайнева, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания Московского городского педагогического университета Сергей Атанасян. С последним, сыном автора школьного учебника по геометрии, и удалось пообщаться в перерыве между лекциями нашему корреспонденту.

– Сергей Левонович, геометрию считают сложной наукой, и школьники ее зачастую боятся. Что нужно сделать, чтобы ученики не радовались, когда уроки по геометрии заменяют на алгебру или совсем отменяют?

– Сделать нужно простую вещь – надо геометрию учить. Надо, чтобы школьник понимал, что такое геометрия, понимал, что значит, ее выучить и получал от этого удовольствие. Для этого надо работать, надо доказывать, заниматься, подбирать задачи дифференцированно, ведь у каждого ученика свой уровень знаний.

– А что для Вас значит геометрия?

– Геометрия – это наука, причем высшая геометрия переплетена с математическим анализом, с алгеброй. Все это очень интересно и поэтому я всю жизнь занимаюсь геометрией.

– Кроме науки, чем еще занимаетесь?

– Я очень люблю историю, особенно историю математики. В школе надо учителю заинтересовать своего ученика. И история математики – это один из способов осуществить эту заинтересованность. Но этому уделяется абсолютно мало внимания. Когда учителя на уроках доказывают теоремы Пифагора, Виета, они зачастую не рассказывают о самих учёных – что это за люди, в какую эпоху они жили. Тот же Виета был католиком и в Варфоломеевскую ночь находился в Лувре, видел все, что происходило в ту пору. А еще теорема Виета – это единственное утверждение в курсе алгебры, которое называется теоремой. Кто из современных школьников об этом узнал на уроках алгебры?

А в детстве я хотел быть шофером. Очень люблю водить машину.

– Чему посвящен Ваш последний научный труд?

– Общим вопросам преподавания геометрии. Это монография, написанная мною вместе с моим товарищем, алгебраистом Ильдаром Сафуановым,  «Концепция преподавания современной математики». Сейчас она находится в издательстве Прометей. Как правило, печатают 10-15 экземпляров и потом выкладывают в интернет.

– Как часто Вас приглашают на подобные курсы, и что получаете взамен от общения с учителями?

– Приглашают 1-2 раза в год – Самара, Калининград, Архангельск, но в основном это города Московской области. Мне очень важно понимать, как любому преподавателю, чем живет современный учитель, какие у него проблемы.

– И чем же сегодня живут оренбургские учителя, по Вашему мнению?

– Я ориентируюсь на российских учителей. Живут тяжело. Сталкиваются с непростыми проблемами. Они основаны на взаимоотношении учеников, их родителей и администрации школы, управлений и министерства. В современной школе и образовании учитель теряет свой авторитет. Это страшно. Если такое будет происходить и дальше, то все образование развалится. Сейчас уже доходит дело до того, что администрация школы говорит учителю: «Прежде чем тройку ученику поставить, вы родителям сначала позвоните». Учителей превращают в обслугу. Возьмите Закон об образовании, где четко прописано, что образование – это услуга. Еще есть один момент. У меня такое ощущение, что к власти, управлению всем и в частности к образованию пришли троечники, если не двоечники. А вообще я могу сказать, что меня приглашали работать в министерство, я отказался напрочь. Я не могу этим заниматься. У меня математика, кафедра, какие-то административные функции. Зачем я туда пойду? Туда уходят те, кто не может продвинуться в математике, в преподавании. А результат? Какие-то мальчишки, девчонки, ничего не понимающие в постановке высшего образования, начинают сейчас командовать. Диву даешься.

– Как пробиться математическому таланту?

– Решать задачи.

– Просто решать? Или же надо применительно к чему-то конкретному решать?

– Применительно к самому себе, к своему развитию. Это раз. Второе – решение олимпиадных и конкурсных задач, задач из ЕГЭ, ОГЭ разных лет. Это труд, но так и пробивается талант. И третье, математика – это ведь не индивидуальная наука, это наука некоего сообщества. Ты не можешь быть сам по себе. Даже большой талант со своими результатами общается в определенной группе своих сподвижников. Совместный поиск истины приводит к еще большим результатам на благо всего общества и его развития.

Справка ОН:

Сергей Левонович Атанасян – кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор –  работает в системе высшего педагогического образования свыше 29 лет. Он прошел все этапы педагогического пути – от ассистента до профессора, занимал должности декана физико-математического факультета, проректора по учебной работе, первого проректора Московского государственного заочного педагогического института. С момента основания Московского городского педагогического университета работает в должности первого проректора, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой. Сергей Левонович читает лекции, ведет практические занятия по всем разделам высшей математики, а также занимается наукой. Им написаны около четырех десятков научных и научно-методических трудов, учебники и задачники по геометрии для высшей школы, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов страны.

С.Л. Атанасян в 2013 году участвовал в работе группы по подготовке Концепции развития математического образования РФ.

Марина Сулим, фото автора
 
По теме
Учителя математики готовятся к ЕГЭ - Time56.Ru В Оренбурге учителя математики встретились с авторами учебников и пособий, разработчиками контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
04.12.2017
 
 
Растет достойная смена - МЧС Оренбургской области В Год культуры безопасности  в ФГКУ «5 отряд ФПС по Оренбургской области» прошло вручение благодарственных писем и подарков лучшим студентам Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Орс
17.07.2018 МЧС Оренбургской области
В Соль-Илецке группе лиц вынесен приговор за истязание и убийство мужчины - ГТРК На прошлой неделе Соль-Илецким районным судом провозглашен приговор в отношении двух жителей Соль-Илецкого городского округа, признанных виновными в истязании с применением пытки группой лиц по предварительному сговору,
16.07.2018 ГТРК
Трагедия произошла на улице Луговой. Предварительно установлено, что 39-летний рабочий подрядной организации проводил демонтаж котельной на территории отделения № 2 ОАО "Спутник".
16.07.2018 Газета Оренбуржье
Стала замечать, что мой сын часто посещает сайты в Интернете, где говорится о смерти.
13.07.2018 Орская хроника
«Кто Ш буст?» - Орская Газета Под таким названием увидела свет книга Дмитрия Сарвина – «режиссера, художника и немного писателя», как говорит о себе сам автор.
17.07.2018 Орская Газета
г. Оренбург, ул. Советская, 3 - Oren.ru г. Оренбург, ул. Советская, 3 Городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и об охране объектов культурного наследия, выявившая нарушения указанных норм.
17.07.2018 Oren.ru
С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018 Правительство Оренбургской области
Зданий с богатой историей в старой части Оренбурга еще немало. Но отдельной легендой является дом на улице Советской, 32.
11.07.2018 Южный Урал
Аккредитация на матчи «Южного Урала» открыта - ХК Южный Урал    Хоккейный клуб «Южный Урал» начинает принимать заявки на аккредитацию средств массовой информации для освещения игр «Южного Урала» в Чемпионате Высшей хоккейной лиги сезона 2018/2019.
17.07.2018 ХК Южный Урал
15 июля планета узнает имя нового чемпиона мира по футболу. Но уже сегодня можно смело утверждать, что мировой смотр большого футбола в России стал настоящим украшением лета 2018 года.
16.07.2018 Орская Газета
5 июля завершилась межлагерная спартакиада «Лето-2018», проходившая на базе детского оздоровительного лагеря «Лесные поляны».
16.07.2018 Орская Газета
В ОРЕНБУРЖЬЕ СТАРТУЕТ МАСШТАБНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ - ГБУЗ МИАЦ 19 июля в конференц-зале Оренбургской областной клинической больницы № 2 состоится стартовое совещание   в рамках федерального приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации,
17.07.2018 ГБУЗ МИАЦ