С классикой на «Вы»

Елена Савельева

Третий год проходит в Оренбурге Международный фестиваль имени великого маэстро – один из трёх, организованных Министерством культуры РФ и Фондом Мстислава Ростроповича.

Созданный по инициативе дочери великого музыканта Ольгой Ростропович, Оренбургский фестиваль является самым молодым. Первый традиционно проходит в Баку, второй – в Москве в день рождения Мстислава Леопольдовича.
В разные годы в проекте принимали участие разные музыканты. Вместе с известнейшими российскими исполнителями выступали и местные артисты: лауреат Международных конкурсов Оренбургский муниципальный камерный хор, симфонический оркестр и сводный академический хор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, студенты ОГИИ Анастасия Ермолаева, Ольга Гришина, Чингиз Кадыров, Анатолий Фурсенко, Рауф Тимергазин, Евгений Болычевский.
Каждое выступление столичных и оренбургских артистов сопровождалось аплодисментами и оставило очень яркие впечатления. «Вкусной» музыки всегда хотелось ещё. И третий фестиваль не разочаровал.
В этом году его открыли губернатор Оренбургской области Юрий Берг и художественный руководитель проекта Ольга Ростропович.
– Спасибо оренбуржцам за поддержку и заботу о памяти моего горячо любимого отца,  – сказала Ольга Мстиславовна. – Мне всегда безумно приятно приезжать в ваш город и чувствовать теплоту. Она ощущается всюду – как оренбургский пуховый платок. Хочу поблагодарить музыкантов, которые, несмотря на плотные гастрольные графики, нашли время и сейчас находятся здесь на сцене.
– Мы гордимся тем, что часть жизни Мстислава Ростроповича связана с нашим краем, – подчеркнул губернатор Оренбургской области Юрий Берг. – Музыкант всегда помнил о городе своей юности, не раз возвращался сюда. Это был человек необычайного таланта, с активной гражданской позицией, чрезвычайно много сделавший для развития культуры и объединения людей во всём мире. Его фестиваль в Оренбурге – крупнейшее событие в музыкальной жизни региона. И он уже третий по счёту. Прошу считать его открытым. Его история ещё только начинается!
Первыми в программе фестиваля выступили государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова под управлением Петера Феранеца, солистов Бориса Бровцына и Клаудио Бохоркеса. Они исполнили двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. Когда-то и сам маэстро играл это произведение с известнейшими скрипачами Ицхаком Перлманом и Давидом Ойстрахом.
Борис Бровцын и Клаудио Бохоркес работали эмоционально, в полной мере дополняя друг друга, тонкую гармонию вносил оркестр. Первое отделение концерта задало верный тон фестивалю.
Второе отделение публика слушала Чайковского. К музыке этого композитора Мстислав Ростропович и Галина Вишневская относились с большой любовью. Исполняя произведения Чайковского, они находили их очень яркими, это импонировало творческой индивидуальности артистов.
«Симфония №4» в исполнении оркестра имени Евгения Светланова под управлением дирижёра Петера Феранеца достойно завершила первый день Международного фестиваля. Публика аплодировала стоя столичным музыкантам.

Либо сейчас, либо никогда!
Следующий день фестиваля был не менее насыщенным. Ольга Мстиславовна побывала в Оренбургском институте искусств имени Ростроповичей и так же, как когда-то её отец, дала мастер-классы для студентов и профессорско-преподавательского состава.


– В тринадцать лет я решила, что мне обязательно нужно играть на виолончели и у меня всё будет получаться так, как у моего папы, – призналась Ольга Ростропович. – Это была большая ошибка. Но с детских лет я усвоила: сначала необходимо услышать «внутри себя» то произведение, которое хочешь сыграть. Только после этого можно приступать к исполнению. Необходимо работать и работать! И делать это сегодня и сейчас, потому что потом может быть поздно. Либо сейчас, либо никогда. Так что, уважаемые студенты, занимайтесь и поймите, что в первую очередь вы это делаете для себя.
После мастер-класса студенты Оренбургского института искусств имени Ростроповичей дали для гостей небольшой концерт. В доме бывшего дворянского собрания вновь звучала нестареющая золотая классика.
Вечером в областной филармонии состоялся концерт Российского рогового оркестра под управлением Сергея Поляничко. Это уникальный коллектив, возрождающий славные музыкальные традиции прошлого XVIII-XIX веков, когда без такого сопровождения не обходилась ни одна государственная церемония, придворные балы и даже народные гулянья. Сегодняшний репертуар оркестра разнообразен и включает в себя произведения классиков и современных композиторов: Баха, Вивальди, Россини, Шостаковича, Бортнянского, Чеснокова и Козловского.
На фестивале Мстислава Ростроповича коллектив представил разнообразнейшую программу. «Боже, храни Русь» Чайковского, увертюра к опере «Вильгельм Телль» Россини, «Аве Мария» Каччини, «Лунная соната» Бетховена и «Болеро» Равеля в исполнении оркестра совершенно покорили оренбургского зрителя. Это был настоящий восторг. Музыканты не один раз выходили на «бис».
Третий день добавил фестивалю ещё больше волшебства. Перед публикой выступил один из самых гениальных пианистов мира Борис Березовский. Он участник самых престижных международных фестивалей в России, Германии, США, Франции, Японии, Австрии и Словакии. Березовский является обладателем премий в области звукозаписи. В 2006 году он удостоен такой награды от BBC Music Magazine.
В исполнении пианиста прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа, Франца Шуберта и Петра Чайковского. Уже известные всему мира «Времена года» Чайковского Борис Березовский сыграл, что называется, «своим почерком».

«Царская невеста»  – из Оренбурга
Завершила программу фестиваля опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» – одна из самых любимых Галиной Вишневской. Среди исполнительниц главных партий в разные времена блистали Антонина Нежданова, Ирина Архипова, Елена Образцова.
В Центре оперного пения Галины Вишневской «Царская невеста» идёт много лет. Красота мелодий, страсти, которые заставляют героев совершать безумные поступки, яркие исполнители – всё это будет привлекать ещё не одно поколение оперных меломанов.
На фестивальном спектакле в роли Марфы выступила выпускница Оренбургского института искусств имени Ростроповичей Мария Буйносова. Она является солисткой Центра Галины Вишневской и делает большие успехи.
«Царская невеста» в четырёх действиях и режиссуре Ивана Поповски оставила у публики самые замечательные впечатления. Яркое сопрано Марии Буйносовой, которая уже показала свои возможности в прошлогоднем фестивале в опере «Борис Годунов», оставило у слушателей незабываемые воспоминания. Особенно пристрастно наблюдала за всем происходящим мама певицы – солистка областной филармонии Татьяна Буйносова.
– Вообще программа фестиваля год от года становится все разнообразнее, – подвела итоги Ольга Ростропович. – Мы счастливы, что можем его продолжать. Думаю, папа был бы очень рад…

 
По теме
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург