Статья Михаила Кильдяшова в "Литроссии"

Фото: litrossia.ru

В № 10 от 16 марта 2018 года опубликована статья известного критика, публициста, секретаря Союза писателей России, председателя Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаила Александровича Кильдяшова.

Михаил Кильдяшов «ОДИН ДРУГИМ ТЕСНИТСЯ ВЕК» (О поэзии Ивана Аксакова)

История русской литературы непредсказуема: то, что вчера виделось второстепенным, завтра может выйти на первый план, авторы, которые казались навсегда оставшимися в своем времени, неожиданно врываются в наш век, нам, застывшим в мертвой точке на путях и перепутьях, указывают спасительные направления.

Так в последние десятилетия современный читатель обратился к наследию Ивана Аксакова. Сегодня это один из самых переиздаваемых публицистов XIX века. Уже заголовки некоторых его статей говорят об актуальности аксаковских размышлений, убеждают, что круг вечных русских вопросов не ограничивается вопросами «Что делать?» и «Кто виноват?»: «Отчего так нелегко живется в России?», «В чем наше историческое назначение?», «Отчего безлюдье в России?», «Народный отпор чужестранным учреждениям», «Об отсутствии духовного содержания в американской народности».

Отдельные фрагменты статей Аксакова звучат поразительно современно – в них язык, интонация, нерв и чаяния нашей эпохи:

«Много может личная воля человека; много блага дается совершить всякому хотящему блага! Нет власти выше власти верующего, убежденного и стремящегося духа; не существует неудобств, ни тесноты, ни безвременья для подвигов правды и братолюбия…» («О необходимости личного подвига для преуспеяния гражданской жизни»).

«…оздоровление России вовсе не так мудрено и трудно, как с отчаянием в душе думают некоторые; неистощим в ней запас крепких, неиспорченных органических сил, которые стоит только вызвать наружу, освободив их из-под гнета наносного разлагающегося хлама бюрократической рухляди и чужеродных нашему государственному организму паразитных тел...» («О нравственном состоянии нашего общества - и что требуется для его оздоровления?»).

«Нельзя отрицать, что все сильнее и сильнее начинает чувствоваться в нашем обществе своего рода тоска по родине, то есть тоска по корню, по своему истинному народному типу, который все еще не вполне дается нашему разумению, воспитанному исключительно на явлениях чуждой жизни…» («Против национального самоотречения и пантеистических тенденций, высказывавшихся в статьях B.C. Соловьева»).

Иван Аксаков вернулся к нам историком и философом, литературным критиком и редактором, государственным деятелем и борцом за свободу славянских народов. Но открыть для себя Аксакова-поэта нам еще предстоит.

Быть может, в контексте русской поэзии второй половины XIX века аксаковские стихи не могут быть поставлены в один ряд со стихами Некрасова и Тютчева, но в творчестве самого Аксакова поэзия определяет очень многое. Ведь именно через поэзию возможны те прозрения, что через прозу недостижимы. Именно в поэзии предельно концентрируются смыслы, открывается инобытие. Публицист, изведавший силу поэтического слова, в каждой своей статье звучит гораздо мощнее и убедительнее, чем тот, чья мысль никогда не укладывалась в строфу, не обретала завораживающего ритма, не постигала таинственной природы рифмы. Поэзия хранит в себе все тайны бытия. Она подобна горчичному зерну, в оболочке которого сокрыто мощное древо. Из одной поэтической строки может разрастись целый философский трактат, общественный манифест, научное исследование.

Именно так происходит и в творчестве Аксакова. Его поэтическое наследие относительно невелико: около ста стихотворений и поэмы «Жизнь чиновника», «Мария Египетская», «Зимняя дорога» и, пожалуй, самая известная поэма – «Бродяга». В этой поэзии историософия и психология XIX века, но современным поэтам, литературоведам и простым читателям стоит посмотреть на аксаковскую поэзию, как и на публицистику, из дня сегодняшнего.

Весь предшествующий филологический интерес к поэзии Аксакова сводился, как правило, к изданию и комментированию текстов. Редкие же литературоведческие разборы допускали две крайности. С одной стороны – стремление вписать поэзию Аксакова в контекст славянофильства, поставить ее в один ряд с поэзией Алексея Хомякова и Константина Аксакова. При этом каждый поэт утрачивал свою самобытность, оказывался одним из представителей единого литературного направления, в котором философия и социология преобладали над литературой, отводя ей роль художественной иллюстрации славянофильских идей.

Иная крайность предполагала разбор аксаковской поэзии с позиций «чистого искусства»: анализ версификации, образов и выразительных средств в абсолютном отрыве от необходимого исторического и биографического контекста, в отрыве от столкновения литературы и действительности. При таком формалистском подходе поэзия Аксакова оказывалась будто в безвоздушной среде, лишалась своих бытийных истоков, отсекалась от времени и пространства.

Обе эти крайности не позволяют проникнуть в суть аксаковского поэтического мира, найти его краеугольный камень, увидеть, как слово способно обогнать свой век.

Каждый поэт наиболее полно раскрывается через отношение ко времени. Время ускользает от человечества, таится, меняет свои обличия. Время невозможно предугадать, порой оно замирает, порой набирает смертельно опасную скорость, делает резкие повороты, превозносит одних и низвергает других. Человек боится времени, он бессилен перед ним.

И только поэт идет на время с открытым забралом. Поэт предстает перед временем укротителем, воином и охотником, распознает след времени, знает его повадки, готовит для времени оружие и ловушки. И у каждого поэта они свои.

В поэзии Аксакова время двуедино: это историческое время – как эпоха, как мера жизни поколения – и метафизическое время – как субстанция, как мера жизни человека и человечества.

Историческое время Аксакова всегда связано с проблемой мощи и немощи своего поколения. Здесь отчетливо слышна перекличка с лермонтовским «печально я гляжу на наше поколенье»:

 

Но опытом смирилися умы,

Исчезли с ним надежды и утехи;

И жизнь теперь, как бремя, носим мы,

И веры нет в грядущие успехи!..

 

В поколении возникает непримиримый конфликт между обыденным и высоким, подвигом и повседневностью, бытом и бытием. Кажется, что пассионарная энергия поколения рассеялась впустую в чиновничьих кабинетах, где готовы «всю жизнь отдать за ленты и кресты», за «немецкие ничтожные прозванья».

Так проходят 40-ые годы XIX века. Поколение, и народ в целом, как былинный богатырь, томится на печи. Среди нарастающих тревог русский человек уже не может сидеть сиднем, изба становится тесна. Преодолевается «осень бытия»: просыпается стремление к былому великому делу, ратному подвигу и самозабвенному труду:

 

С сонных вежд стряхнув дремоту, 

Бодрой свежести полна, 

Вышла, с богом, на работу 

Пробужденная страна.

 

Такими будут три следующих десятилетия. Народ всеми своими сословиями вырвется из пространства обыденности и ворвется в пространство державных свершений. По поводу чего-то подобного в начале ХХ века священник и философ Павел Флоренский выскажет мысль, что русский народ живет в двух временных измерениях. Большинство – во времени бытовом, и меньшинство, определяющее путь народа на десятилетия и века – во времени историческом. Но, продолжает свою мысль о. Павел, бывают такие периоды, когда в историческом времени начинает жить весь народ – в пору великих испытаний или в пору вдохновенного созидания: «Это похоже на то, как если бы ледяное царство под живым лучом солнца стало таять и освободило к движению скованные дотоле льдами живые существа».

В зрелой поэзии Аксакова бытовое время вытесняется историческим. Ополчение во время Крымской войны, создание Славянского комитета, защита братских Сербии и Болгарии – все это было бы невозможным без прямого участия Ивана Аксакова. Боевой дух, славянское кровное родство, отстаивание Божьей правды там, где творится несправедливость, вылились в одно из лучших аксаковских стихотворений:

 

На Дунай! туда, где новой славы, 

Славы чистой светит нам звезда,

Где на пир мы позваны кровавый,

Где, на спор взирая величавый,

Целый мир ждет Божьего Суда!

 

Чудный миг! миг строгий и суровый!

Там, в бою сшибаясь роковом,

Стонут царств могучие основы,

Старый мир об мир крушится новый,

Ходят тени вещие кругом.

 

И века над ратными полками

Грозными виденьями встают,

Мрачными глядят на них очами,

Держат свитки длинные руками, —

К страшному ответу их зовут.

 

Там, сквозь пыл и стоны, и рыданье,

Гул и гроб тревоги боевой,

Чьих-то крылий слышно трепетанье,

Чье - то дышит мерное дыханье,

Чья-то длань простерлась над землей!

 

На Дунай! что медлишь ты напрасно?

Слыша сил властительный призыв,

Подвигов у Бога ежечасно

Ты просил... Мгновение прекрасно;

Подвиг свят, и праведен порыв!

 

О, туда! Отрадно на просторе

Там вздохнуть средь жизни мировой,

В горе всех — свое растратить горе,

В счастье всех — исчезнуть будто в море,

Хода дней не слышать над собой...

 

В общей жизни — жизнью потеряться,

В общем деле — свято послужить:

Дням таким уж вновь не возвращаться.

На Дунай! Что медлить? чем смущаться?

Раз один дается в мире жить.

 

Так проси-ж у Бога сил небесных,

Все для дня великого забудь,

Весь зажгись огнем восторгов честных,

Меж рабочих темных и безвестных

Ты везде рабочим добрым будь!

 

Это ода, гимн надвременному подвигу русского духа, где кровавая сеча становятся самым горячим проявлением соборности. В стихотворение можно вставить любой город нашей боевой славы, нашего военного похода и кинуть клич не только «На Дунай!», но и «На Париж!», «На Берлин!», «На Кабул!». И каждое слово в стихотворении останется верным для всех эпох. За этим стихотворением, как за линией горизонта, вечно будет гнаться русское время, нанизывая на себя года и десятилетия. И когда станет «один другим тесниться век», когда человек увидит, что «жизнь стареет», историческое время сдетонирует, и в поэтических образах откроется метафизическое время.

Поэзия Аксакова – это и поиск вневременной константы, поиск того, в чем потомок узнает предка, того, в чем растворятся день вчерашний, сегодняшний и завтрашний.

Кладезем чудес предстает в поэзии Аксакова природа, в неизменном лике которой отобразились ушедшие поколения и канувшие в небытие империи:

 

Полны чудес неистощимых

Природы вечные дела!

Полны пространств неизмеримых

Все неба звездные тела!

Идут чредой бессчетной годы,

Один другим теснится век;

Сменились царства и народы,

Преобразился человек!..

А ты стоишь неизменимо,

Не увядаешь ты одна;

Твое убранство нерушимо, —

Все те же солнце и луна!

Твое безмолвие ночное

Все то же таинство хранит;

Все так же небо голубое

Нас неизвестностью манит!..

 

Хранительницей Божественных истин в метафизическом времени пребывает Вечная Русь. Она зиждется на «разумной правде», правде одухотворенного ума, защищенного от скверны, и на «святом труде», возделывающем хлебную ниву, возводящем дом русского бытия:

 

Куда ты взор ни обратишь,
Какая ширь! Какая тишь!
Но всюду в ней снует, бесшумный,
Рабочей Руси труд святой…
О чудный мир земли родной,
Как полон правды ты разумной!

 

Метафизическое время отрывает взор человека от земли, чтобы тот возвел свои очи к небу и узрел незримое, услышал неизрекаемое. Человек отринет суету, сорвет с глаз пелену:

 

Чтоб видеть пыл душевной битвы

Перед Творцом, наедине,

Чтоб слышать мне полет молитвы

В благоуханной тишине!..

 

Так преодолевается земное время и открывается Божественная вечность, где не теснятся века и не стареет жизнь. Время отступает перед словом, познавшим образ Вечности. Иван Аксаков прозрел эту Вечность, как светлый лик на потемневшей иконе. Потому поэзия Аксакова возвращается из прошлого в настоящее, она зовет своего читателя, чтобы вместе с ним преодолеть время.

г. ОРЕНБУРГ

Ссылка на публикацию на сайте "Литературной России".

 
По теме
 
С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018
«Кто Ш буст?» - Орская Газета Под таким названием увидела свет книга Дмитрия Сарвина – «режиссера, художника и немного писателя», как говорит о себе сам автор.
17.07.2018
40 школьников из Оренбургской области отправятся по маршруту «Россия – Родина космонавтики» - Министерство спорта и туризма   С целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщении молодежи к истории и культуре России Министерство культуры Российской Федерации продолжает реализацию Национальной программы детск
17.07.2018
 
 
Открылось рок-кафе "CASTLE ROCK"! - В Гае.Ru Уважаемые ценители, знатоки, поклонники и любители самой заводной, потрясающей, воодушевляющей, побуждающей и честной музыки на свете - рок музыки, для Вас и для любителей отдохнуть в атмосферном интересном месте,
16.07.2018
В Соль-Илецке группе лиц вынесен приговор за истязание и убийство мужчины - ГТРК На прошлой неделе Соль-Илецким районным судом провозглашен приговор в отношении двух жителей Соль-Илецкого городского округа, признанных виновными в истязании с применением пытки группой лиц по предварительному сговору,
16.07.2018 ГТРК
Трагедия произошла на улице Луговой. Предварительно установлено, что 39-летний рабочий подрядной организации проводил демонтаж котельной на территории отделения № 2 ОАО "Спутник".
16.07.2018 Газета Оренбуржье
Стала замечать, что мой сын часто посещает сайты в Интернете, где говорится о смерти.
13.07.2018 Орская хроника
«Кто Ш буст?» - Орская Газета Под таким названием увидела свет книга Дмитрия Сарвина – «режиссера, художника и немного писателя», как говорит о себе сам автор.
17.07.2018 Орская Газета
г. Оренбург, ул. Советская, 3 - Oren.ru г. Оренбург, ул. Советская, 3 Городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и об охране объектов культурного наследия, выявившая нарушения указанных норм.
17.07.2018 Oren.ru
С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018 Правительство Оренбургской области
Зданий с богатой историей в старой части Оренбурга еще немало. Но отдельной легендой является дом на улице Советской, 32.
11.07.2018 Южный Урал
Аккредитация на матчи «Южного Урала» открыта - ХК Южный Урал    Хоккейный клуб «Южный Урал» начинает принимать заявки на аккредитацию средств массовой информации для освещения игр «Южного Урала» в Чемпионате Высшей хоккейной лиги сезона 2018/2019.
17.07.2018 ХК Южный Урал
15 июля планета узнает имя нового чемпиона мира по футболу. Но уже сегодня можно смело утверждать, что мировой смотр большого футбола в России стал настоящим украшением лета 2018 года.
16.07.2018 Орская Газета
5 июля завершилась межлагерная спартакиада «Лето-2018», проходившая на базе детского оздоровительного лагеря «Лесные поляны».
16.07.2018 Орская Газета
В ОРЕНБУРЖЬЕ СТАРТУЕТ МАСШТАБНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ - ГБУЗ МИАЦ 19 июля в конференц-зале Оренбургской областной клинической больницы № 2 состоится стартовое совещание   в рамках федерального приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации,
17.07.2018 ГБУЗ МИАЦ