Польза от цифры. Статья Андрея Турчака

Польза от цифры. Статья Андрея Турчака
Фото: orenburg.er.ru
Статья секретаря Генерального совета «Единой России» о том, каким должно быть участие регионов в создании экономики будущего, опубликованная на сайте «Известия»

Развитие цифровой экономики существенно повысит качество жизни людей, и это главная причина, почему она нам нужна. Но сосредоточиться нужно не на общих показателях по стране, а на ощутимом эффекте от цифровизации для жителей каждого региона. Для этого субъекты РФ в ближайшее время должны разработать свои дорожные карты по развитию цифровой экономики.

В них должны быть предусмотрены меры по стимулированию технологического предпринимательства, по приоритетной поддержке и защите интересов российских компаний, производящих конкурентоспособные программно-аппаратные решения. Также в дорожные карты необходимо включить мероприятия по развитию человеческого капитала и другие направления, учитывающие региональную специфику.

В свою очередь, Совет по развитию цифровой экономики при СФ РФ разработает единую методику оценки качества ее развития, подготовит рекомендации для регионов и будет анализировать, как реализуются программы: выявлять лучшие практики, чтобы продвигать их, и худшие — чтобы устранять причины сбоев на системном уровне. Для дополнительной мотивации регионов создадим свой рейтинг уровня развития цифровой экономики.

Регионам нужны четкие ориентиры и конкретные предложения: как должны формироваться и что содержать стратегии и дорожные карты. Ведь пока для многих людей, в том числе и для властей некоторых регионов, цифровая экономика — не до конца понятный предмет. И мы не можем подходить к ее развитию с позиции «если регион хоть что-то делает в этом направлении, уже хорошо». Программы должны быть с конкретными показателями, а их целевые значения — амбициозными.

Цифровая экономика — не какая-то отдельная экономика, которую надо создавать «с нуля». Это другой экономический уклад, в который мы переходим, создавая новые технологии, платформы, бизнес-модели, и внедряя их во все сферы нашей жизни, повышая в целом ее качество.

Технологии точного земледелия повысят производительность сельского хозяйства. И что замечательно, эти технологии доступны даже самому мелкому фермеру. Блокчейн создает новые перспективы в финансовой сфере, умные контракты защитят людей от мошенничества во многих областях. Системы предсказания эпидемий и персонализации лечения, интеллектуальные энергетические сети и т.д. — все это наше будущее.

Понятно, что в каких-то регионах России это будущее уже наступает, а в других из-за нехватки бюджетных средств с трудом выполняются даже текущие обязательства, не говоря уже про инвестиции в «цифру». Поэтому на встрече с президентом на заседании Совета законодателей в апреле мы подняли вопрос об укреплении региональных бюджетов и предоставлении им дополнительных трансфертов на цифровизацию.

Президент поддержал нас и дал поручение рассмотреть возможность включения расходов регионов на развитие цифровой экономики в состав затрат, учитываемых при определении размера дотаций. Совет по цифровой экономике займется разработкой методики учета таких затрат при формировании «модельных бюджетов» и расчете дотаций. Так мы создадим для регионов материальную базу для развития цифровой экономики.

Вместе с тем регионы должны понимать, что цифровизация дает и финансовую выгоду – повышение эффективности госрасходов, увеличение доходов за счет высокотехнологичных предприятий, новые источники негосударственного финансирования. Но эту выгоду регионы смогут получить только при качественном планировании и эффективном управлении программами цифровизации.

Например, известно, что одним из главных факторов, сдерживающих и даже препятствующих развитию цифровой экономики, является устаревшая законодательная база. Мы сейчас проводим экспертизу пакета законопроектов из 16 документов, разработанных правительством в данной сфере. Всего планируем проанализировать около 50 законопроектов.

При этом подчеркну — мы не должны зарегулировать цифровую политику со всех сторон законодательно. Наоборот, часть вопросов можно решить на уровне нормативно-правовых актов либо правительства, либо профильного министерства. Мы же должны выявлять проблемы, мешающие развитию цифровой отрасли и устранять барьеры в законодательстве.

Скорость принятия законов уже уступает скорости изменений в этой сфере и в потребностях рынка. Есть процессы, которые должны напрямую регулироваться государством. Есть те, для которых власть должна лишь создавать условия, притом – не обязательно законодательные.

Так, например, в Калининградской области с 1 января 2018 года для научной деятельности и IT-отрасли были предложены специальные условия в рамках ОЭЗ. Минимальный порог инвестиций, который необходимо осуществить для получения статуса резидента, был снижен со 150 млн до 1 млн рублей в течение трех лет. При этом резиденты получают особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество и другие льготы. Это уже привело к тому, что за восемь месяцев нынешнего года число резидентов было включено 46 новых организаций, в то время как за весь 2017-й их было 27.

В Новгородской области год назад не было базовой инфраструктуры, IT-парка, технопарков и специалистов, и правительство совместно с университетом создало фабрику пилотирования проектов национальной технологической инициативы и цифровой экономики. На ее базе компании из различных регионов получают возможность начать внедрение передовых технологий. Меньше чем за год на базе «Фабрики пилотирования» успешно запущено 12 проектов.

Потребители цифровой экономики — люди, поэтому важным фактором ее развития является наличие у них соответствующих компетенций. Необходимо разработать стандарт «цифрового минимума», освоение которого необходимо для дистанционного получения государственных, муниципальных, медицинских, финансовых и других услуг.

Успешность развития цифровой экономики измеряется не в законопроектах и не в мероприятиях. Ее смысл в том, чтобы жители каждого региона почувствовали улучшение качества их жизни. За каждой «цифрой» должна быть ощутимая польза для людей.

 
По теме
Бузулукским районным судом рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению ФКУ Исправительной колонии №2 УФСИН России по Оренбургской области к осужденной об установлении административного надзо
Бузулукским районным судом Оренбургской области вынесен приговор в отношении жительницы г. Бузулука, за совершение преступления предусмотренного ч. 4 ст.
Советский районный суд г.Орска рассмотрел уголовное дело в отношении ранее судимого 33-летнего местного жителя, обвиняемого в покушении на кражу, совершенную с незаконным проникновением ( ч.3 ст.30 п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ).
Советский районный суд г.Орска рассмотрит уголовное дело в отношении 35-летнего гайчанина, ранее подвергнутого административному наказанию за мелкое хищение, обвиняемого в мелком хищении ч.3 ст.30 ст.
В эти дни… 4 года назад - Законодательное Собрание В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Торгово-промышленной палате области с участием депутатов обсуждалось, как помочь бизнесу.
Законодательное Собрание
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Оренбургские работники культуры принимают поздравления - Orenburg.Media Сегодня, 28 марта, на праздничном мероприятии в ДК «Россия» собрались представители одной из самых непростых и в то же время самых интересных сфер общественной жизни города: библиотекари, специалисты музейного дела,
Orenburg.Media
В Оренбурге прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню работника культуры - Администрация города Праздник в ДК "Россия" объединил сотрудников культурно-досуговых учреждений, театров, музеев и библиотек, руководителей и педагогов детских школ искусств, руководителей профессиональных творческих коллективов,
Администрация города