27 марта – День театра. Наталья Панова: Я была Аленушкой с душой чертенка

27 марта – День театра. Наталья Панова: Я была Аленушкой с душой чертенка
27 марта – День театра. Наталья Панова: Я была Аленушкой с душой чертенка
27 марта – День театра. Наталья Панова: Я была Аленушкой с душой чертенка
27 марта – День театра. Наталья Панова: Я была Аленушкой с душой чертенка
Фото: uralpressa.ru

«А какой был казус в 80-е годы на спектакле «Ивашка – белая рубашка». 1 января, 10 утра, в зале с детьми сидят одни папы, потому что в театре продавали пиво. Главный герой выходит и заплетающимся языком произносит: «Силушка во мне - необыкновенная!». И падает в зрительный зал».

Валентина СОКОЛОВА

фото:orendrama.ru

В молодости актриса областного театра драмы Наталья Ивановна Панова переиграла всех молодых героинь. В то время она очень хотела получить характерные роли, но главный режиссер Юрий Самойлович Иоффе сказал: «Еще наиграешься!» В чем-то он был прав: более чем за полвека служения оренбургскому зрителю, сто ролей - это своеобразный рекорд. Но характерной актрисой Наталья Ивановна все-таки стала. Ее яркие образы комических старух - настоящая изюминка каждого спектакля. Эти сцены принимают на ура не только оренбуржцы, но и зрители других городов, где гастролирует наш театр драмы.

- Как охота на старости лет в тепле и покое пожить, - восклицает старуха Отавина (Панова) из спектакля «Милые люди», услышав, что старик Глухов ее сватает. Она сбрасывает толстую стариковскую сбрую, платки и кофты, как луковичную кожуру и на глазах становится стройнее и моложе. А потом собирает все это в узелок, показывая готовность прямо сейчас идти в «тепло и покой».

По системе Станиславского

- Наталья Ивановна, расскажите, как вы поступили в Школу-студию при МХАТ СССР? Кажется, ее филиал совсем недолго действовал в Оренбурге.

- Такие школы в свое время придумал Станиславский. Он хотел, чтобы театры готовили себе кадры по его системе. Каждые полгода к нам приезжала комиссия из МХАТ с великими педагогами, мы ездили в Москву сдавать экзамены. Я играла Веронику в пьесе Розова «Вечно живые» (по ней снят фильм «Летят журавли»), так вот ее смотрел сам автор. И отзывался о нашей работе довольно благожелательно. Филиал этой школы в Оренбурге существовал всего 8 лет. Из первого выпуска остался Александр Иванович Папыкин, а из второго - только я…Туда, в основном, брали артистов 35-40 лет, у которых не было высшего образования, и в качестве редкого исключения – выпускников средней школы. В старших классах я занималась в театральном кружке, которым руководил любимый многими оренбуржцами артист драмтеатра Анатолий Сергеевич Солодилин. И, конечно, была счастлива, когда меня приняли в студию при МХАТ. С утра занятия, потом репетиции, опять занятия и вечером спектакль. В театре мы дневали и ночевали, впрочем, как и нынешние студенты. Иногда думаю, если бы знала, что это такая трудная и не очень благодарная профессия, возможно, сделала бы иной выбор.

- Какой, например? Были другие интересы?

- Нет, но педагоги отмечали способности к математике, аналитике. Однако я мечтала только об актерской профессии, родители меня любили и готовы были поддержать любой выбор. Первое время, начиная с Аленушки в «Аленьком цветочке», я очень много играла. Видимо, потому что внешность была такая востребованная. Спросом пользовались героини голубые, скромные, приятные. Хотя внутренне я была совсем другой: во мне сидел такой чертенок, могла вспылить, наговорить чего-то сгоряча. Покорность мне точно не свойственна.

- Что значит «голубые» героини ?

- Главные героини в «Много шума из ничего», «Дурочке», «Обрыве» - они все голубые. Такое понятие было в то время. Голубой называли лирическую героиню, возвышенное существо. Сегодня слово это совершенно неожиданно для меня воспринимается иначе. Тогда у каждого актера было свое амплуа, сейчас такого нет: все играют все. И стили, и жанры, и понятие режиссуры – все смешалось.

- Это хорошо или плохо?

- Может, и не плохо, но - не мое. Театр это в первую очередь режиссура, я пересмотрела огромное количество спектаклей театра на Таганке, «Современника» , театра имени Вахтангова в Москве. Какие там были режиссеры – Ефремов, Товстоногов, Любимов. Эти имена, как и не один десяток имен драматургов, гремели на всю страну. А сейчас кто гремит? Кирилл Серебренников? Ни поэтов, ни драматургов такого масштаба, как было в 60-70-е годы, почти нет. Когда Радзинского спрашивают, почему вы не пишите пьес, он отвечает: это не мое время. Хотя в нашем театре достаточно благополучно обстоят дела, потому что наш главный режиссер - представитель той старой школы. Ведь актриса, даже самая замечательная, ничто без режиссера.

Я хулиганка, люблю розыгрыши

фото: oren.ru

- В чем проявлялся этот чертенок?

- Я хулиганка, люблю розыгрыши. Тогда это вообще было принято, особенно, когда играешь главную роль, невольно становишься объектом повышенного внимания. Смотрю передачу «Приют комедиантов»: все один к одному, как и у нас было. Например, идет спектакль, и фразу переделывают наоборот, чтобы привести партнера в замешательство. Помню, играли на выездном представлении в селах «Свадьбу Кречинского». Спектакль начинался поздно, все хотели домой. Коллеги предупредили: ты будешь немая. И не дали моей Лидочке произнести ни слова. Я только открывала рот, как меня тут же перебивали.

Или в чемодан, который герой должен поднимать легко и непринужденно, кто-то груз положил. Никто на это не обижался. Один артист по роли выпивал четыре стакана чая. И пил очень долго, приговаривая: «Чай должен быть крепким, сладким…». Пока произносил свой монолог, ему все подливали и подливали … Не знаю, как, но он держался, и даже никто не заметил, что артист подшофе. Может, водка была другая?

- Сейчас так шутят?

- Что вы, это абсолютно недопустимо. А какой был казус в 80-е годы на спектакле «Ивашка – белая рубашка». 1 января, 10 утра, в зале с детьми сидят одни папы, потому что в театре продавали пиво. Главный герой выходит и заплетающимся языком произносит: «Силушка во мне - необыкновенная!». И падает в зрительный зал. Конечно, был большой скандал. К счастью, никто не пострадал, но артиста на следующий день уволили. А еще до этого случая, в другой сказке, я играла Снегурочку, а он Деда Мороза, который забирался на большую скалу. Туда-то он залез, но назад спуститься не мог.

Милые старухи

- В те годы оренбургские зрители любили театр?

- Конечно, это было очень престижно. Удивительная вещь: когда начинали репетировать пьесу «Если», режиссер сказал, что она так себе, но ставить придется. Тогда театры особо не выбирали – что дали, то и играй. А потом до музея выстраивалась очередь желающих купить билеты на этот спектакль. Так он зрителям понравился. Отношение к нашей профессии было особым, и атмосфера была другой. Известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская пишет: современные студенты какие-то бесполые, все в смартфонах, в них нет жизни. Мы в наше время после лекций пили пиво, целовались, обнимались. А нынче - мертвые люди. И у нас все ходят по струночке, нет той жизни. Может, потому, что я сама стала старая? Ведь говорила раньше – 70 лет исполнится, и я уйду. А сейчас думаю, да не совсем я дряхлая. Вероятно, такие мысли возникали потому, что мне пришлось пережить довольно большой и болезненный период, когда было мало ролей.

- А когда он закончился? 

- Трудно сказать: или я вошла в свою весовую категорию, или что-то изменилось на небесах. Но случилось это как-то незаметно. Будем надеяться, что так и останется. Пожалуй, мой первый актерский переход в остро-характерных комических старух произошел в спектакле «Выходили бабки замуж». В нем я впервые столкнулась с необычной режиссерской манерой Рифката Исрафилова, где психологически-реальное сочетается и прекрасно уживается с совершенно не бытовым и комедийным. Спектакль получился трогательным, смешным и довольно долго с успехом шел на сцене нашего театра. А лучшей я считаю роль старухи Отавиной в спектакле «Милые люди» по произведениям Василия Шукшина. Слов не много, но какой характер создал автор! Шукшин это умел делать, потому что он сам актер. Когда мы приезжаем в другой город, как этот спектакль принимают! В Оренбурге его уже показали много раз, а там зритель новый, слово скажешь – смех, аплодисменты. Эта сцена со старухой идет на сплошных аплодисментах. И хотя мой возраст не предполагает разнообразия ролей, сейчас репетирую новую, в комедии Алексея Толстого «Касатка». Текста много, вот только характера этой роли пока не вижу, надеюсь, режиссер что-то придумает, чтобы образ получился ярким и запоминающимся.

В 64 года встала на ролики

В 1975 году Наталья Панова ждала ребенка и роль Француженки в «Драме из-за лирики» исполняла, прикрывая живот портфелем. А в роли Перепелицыной в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф.М. Достоевского в 1987 году актриса, выполняя сложную мизансцену, упала с высоты второго яруса и чудом осталась жива.

В комедии «Примадонны» Наталье Пановой в 64 года пришлось встать на ролики. Во время репетиции актриса упала и сломала ногу. Когда гипс сняли, расходилась и … вновь выехала на сцену. Не хотела лишиться замечательной роли тетушки Флоренс. В спектакле «Моя профессия - синьор из общества» в 1983 году ее партнером стал сам знаменитый Владимир Зельдин. Тогда ему было 72 года, он приезжал в Оренбург, чтобы сыграть в этом спектакле.

Дорожит Наталья Ивановна и своими «старухами»: «Я не боюсь выйти на сцену в нелепых одеждах, с каким-то невероятным гримом, даже, наоборот, сделаю все, чтобы образ был смешным для зрителей. Мне близко это амплуа». В спектакле «Милые люди» по рассказам В. Шукшина у Натальи Пановой сразу две старухи: Маланья и Отавина. Одна боится летать на самолете. И через ее страх мы узнаем всю историю семьи. А другая, появившись в первой сцене с потухшим взглядом, расцветает на наших глазах, благодаря затеплившейся в ее душе надежде на счастье. А бенефисной ролью Натальи Пановой стала Матильда в спектакле «Дикарь» по пьесе Алехандро Касоны в постановке Александра Федорова.

 
По теме
24 марта в театре состоится бенефис актрисы Натальи Пановой, который в этот день исполняется 70 лет, пол века из которых она служит Оренбургскому драматическому.
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург