То ли куклы, то ли люди

То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
То ли куклы, то ли люди
Фото: uralpressa.ru

«Я убежден, что куклы - живые и по ночам в театре занимаются своими делами, разговаривают, обсуждают нас…»

Галина ФОМИНА

Фото автора

Каждый, кто хоть однажды бывал в Оренбургском государственном областном театре кукол , ощущал его необыкновенную, загадочную атмосферу. Ширмы, тени, силуэты… Накануне Международного дня кукольника , который отмечается сегодня, 21 марта, мы побывали в театре и увидели своими глазами магический мир закулисья.

За ничем не примечательной дверью небольшой комнаты хранятся настоящие сокровища – куклы из различных спектаклей. Веселые и грустные, большие - в человеческий рост и совсем маленькие марионетки, легкие и почти неподъемные. Принцессы, простолюдинки, волшебники… Персонажи висят буквально голова к голове. Одни, судя по лицам, довольны таким тесным соседством, другие хмурятся и даже злятся.

Актер Андрей Гордеев , который показывает это необычное кукольное общежитие, тянется за Маниловым из «Мертвых душ» и случайно роняет его лицом вниз. Тук - звонко раздается удар головы об пол. Актер чуть заметно вздрагивает и спешно поднимает куклу.

– Прости, миленький, – говорит Гордеев и целует Манилова в висок. - Как-то давно одна актриса сказала мне: «Никогда не клади куклу лицом вниз. Иначе она тебе отомстит». Например, может роль не получиться. Я убежден, что куклы - живые и по ночам в театре занимаются своими делами, разговаривают, обсуждают нас…

Поверить в сказанное непросто. Да и проверить казалось невозможным. Однако прямо на глазах тот самый Манилов, который пару секунд назад бездыханно висел на крючке, ожил. Этот мечтатель начал строить глазки и что-то щебетать своим сладким голоском. Да так живо, что актер, который и вдохнул в него жизнь, будто растворился. Осталось только волшебство. То самое, которое и видят зрители каждый раз, приходя на спектакль.

Прежде чем попасть к актерам, кукла проходит длинный путь. Рожденная в голове режиссера и художника, она приобретает свою кукольную плоть в руках настоящих мастеров - бутафоров, конструкторов, декораторов… И каждый оставляет в ней частичку своей души. В мастерской, где задумка и эскизы художника приобретают осязаемые формы, настоящий творческий беспорядок. Клочки бумаги, поролона, пенопласт, разные ткани, детали и уже почти готовые куклы, которые ждут последних штрихов. Закрыв глаза и слушая разговоры мастеров, можно представить, что ты не в кукольном театре, а где-то в операционной или в клинике пластической хирургии. «Пришей ему ногу», «отрежь ей руку», «полголовы готово», «уши ровные» - здесь и не такое можно услышать. В мастерской куклам наращивают плоть, одевают, обувают, расписывают лица…

Елена Георгиевна Селиванова работает художником-бутафором в кукольном театре уже почти 50 лет, изготовила кукол более чем к 130 спектаклям. Во время нашей беседы она отрывает клочки от газеты и слой за слоем приклеивает их в специальную форму. Буквально на глазах появляется голова из папье-маше.

– Основные методы работы за много лет не поменялись, – улыбается Елена Георгиевна. – Иногда пробуем что-то новое, но чаще возвращаемся к старому, к уже проверенным и часто незаменимым методам.

Чтобы кукла могла поворачивать голову, открывать рот, шевелить ногами и руками, хлопать глазами, ее отправляют в цех к художнику-конструктору. Он в театре один-единственный и неповторимый. Сколько технических приемов изобрел за свою двадцатилетнюю трудовую деятельность Виктор Манаев , не сосчитать. Каждая новая кукла несет определенные задачи. И всякий раз Виктору Павловичу приходится проявлять недюжинную смекалку изобретателя. То клыки у вампира должны вырастать прямо на сцене, то шея у одного братьев в «Царевне-лягушке» вытягиваться от удивления на несколько десятков сантиметров… А как-то Манаев смастерил Буратино, который сгибал руки, мог держать карандаш и даже писать им. Чем сложнее задачу ставят перед конструктором художник и режиссер, тем интереснее ему работать, признается Манаев. Более того, каждый механизм обязан работать исправно, без какого-либо скрипа… Не дай бог, что-то сломается во время спектакля. Все должно быть прочно, надежно, функционально…

Правда, если какой-нибудь форс-мажор все-таки стрясется, актеры сумеют с ним справиться. Ведь они могут и самостоятельно смастерить куклу и знают основные принципы работы ее технических элементов. Этому их учили в институте. А есть среди них и те, кто делает кукол для спектаклей наравне с мастерами.

Актер Иван Панин раскладывает на столе свои творения.

– Вот подержите. Тяжелая, правда? - дает он в руки куклу Иоанна Крестителя для будущего спектакля «Саломея». – А казалось бы, небольшая деревянная фигура. Я намеренно ее утяжелял: делал полости внутри и заливал их свинцом. Дело в том, что по сценарию кукла должна тонуть в конце спектакля, а дерево, сами знаете, не тонет. Вот и придумал такое техническое решение.

Иван приподнимает деревянную голову куклы и спрашивает:

– Какое у него выражение лица? Должно быть страдальческое. Это уже третья голова, которую я смастерил. Первые две показались художнику слишком злыми. Пришлось переделывать. Но я не расстроился, хотя и потратил на них много времени – по 4 часа каждый день в течение двух недель. Зато приобрел опыт. Век живи – век учись.

 

Иван уверен: если не умеешь делать куклу, ты не кукольник. Его творения уже не раз появлялись на сцене театра. Например, веселый человечек в шляпке Йосик, который может двигать кистями рук, сгибать пальчики, вращать зрачками, открывать рот…

– Это запястная марионетка, – объясняет Иван. – Такую куклу вы не найдете вокруг Оренбурга на тысячи километров. Учиться ее делать я ездил к мастеру Владимиру Захарову в Томск. Кто-то в отпуск едет на море, а я вот отправился в Сибирь, за уникальным навыком. Если я умею это делать, значит, чего-то стою.

Сейчас, глядя на то, как поглотила Ивана кукольная тема, сложно представить, что когда-то он мечтал быть драматическим артистом.

– Я человек невысокий, нестройный, – говорит Панин. – Кого я мог играть на сцене драмтеатра? Принеси-подай, а потом к старости - дедушек забавных. А здесь моя актерская жадность проявилась в полной мере. Я могу играть всех. Взял Мишу Бальзаминова - и вот я голубоглазый блондин, страдающий от любви, взял принца - и я уже самый завидный жених королевства. Могу сыграть любую роль и именно так, как вижу ее и чувствую.

 
По теме
Он до сих пор играет в куклы! Он до сих пор читает сказки. Он заставляет верить в чудеса и, похоже, верит в них сам.
Употребление алкоголя при ОРВИ - Министерство здравоохранения Один из мифов, чрезвычайно популярный в нашей стране, связан с тем, что алкогольные напитки являются хорошим профилактическим средством при простуде.
Министерство здравоохранения
Не будьте как Петя! Лечите инфекцию вовремя! - Гайский городской округ Любая инфекция может приобретать хроническое течение с периодическими обострениями, что может затруднять нормальную работу организма и в последующем привести к потере функции органа или вообще к развитию онкологического заболевания.
Гайский городской округ
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ИРИНЕЙ ПОСЕТИЛ ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦЫ - Орская Епархия Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, посетил праздник «Широкая масленица народов Оренбуржья», прошедший в Православной гимназии во имя Царственных страстотерпцев при храме Преображения Господня.
Орская Епархия