«Я убежден, что куклы - живые и по ночам в театре занимаются своими делами, разговаривают, обсуждают нас…»
Галина ФОМИНА
Фото автора
Каждый, кто хоть однажды бывал в Оренбургском государственном областном театре кукол , ощущал его необыкновенную, загадочную атмосферу. Ширмы, тени, силуэты… Накануне Международного дня кукольника , который отмечается сегодня, 21 марта, мы побывали в театре и увидели своими глазами магический мир закулисья.
За ничем не примечательной дверью небольшой комнаты хранятся настоящие сокровища – куклы из различных спектаклей. Веселые и грустные, большие - в человеческий рост и совсем маленькие марионетки, легкие и почти неподъемные. Принцессы, простолюдинки, волшебники… Персонажи висят буквально голова к голове. Одни, судя по лицам, довольны таким тесным соседством, другие хмурятся и даже злятся.
Актер Андрей Гордеев , который показывает это необычное кукольное общежитие, тянется за Маниловым из «Мертвых душ» и случайно роняет его лицом вниз. Тук - звонко раздается удар головы об пол. Актер чуть заметно вздрагивает и спешно поднимает куклу.
– Прости, миленький, – говорит Гордеев и целует Манилова в висок. - Как-то давно одна актриса сказала мне: «Никогда не клади куклу лицом вниз. Иначе она тебе отомстит». Например, может роль не получиться. Я убежден, что куклы - живые и по ночам в театре занимаются своими делами, разговаривают, обсуждают нас…
Поверить в сказанное непросто. Да и проверить казалось невозможным. Однако прямо на глазах тот самый Манилов, который пару секунд назад бездыханно висел на крючке, ожил. Этот мечтатель начал строить глазки и что-то щебетать своим сладким голоском. Да так живо, что актер, который и вдохнул в него жизнь, будто растворился. Осталось только волшебство. То самое, которое и видят зрители каждый раз, приходя на спектакль.
Прежде чем попасть к актерам, кукла проходит длинный путь. Рожденная в голове режиссера и художника, она приобретает свою кукольную плоть в руках настоящих мастеров - бутафоров, конструкторов, декораторов… И каждый оставляет в ней частичку своей души. В мастерской, где задумка и эскизы художника приобретают осязаемые формы, настоящий творческий беспорядок. Клочки бумаги, поролона, пенопласт, разные ткани, детали и уже почти готовые куклы, которые ждут последних штрихов. Закрыв глаза и слушая разговоры мастеров, можно представить, что ты не в кукольном театре, а где-то в операционной или в клинике пластической хирургии. «Пришей ему ногу», «отрежь ей руку», «полголовы готово», «уши ровные» - здесь и не такое можно услышать. В мастерской куклам наращивают плоть, одевают, обувают, расписывают лица…
Елена Георгиевна Селиванова работает художником-бутафором в кукольном театре уже почти 50 лет, изготовила кукол более чем к 130 спектаклям. Во время нашей беседы она отрывает клочки от газеты и слой за слоем приклеивает их в специальную форму. Буквально на глазах появляется голова из папье-маше.
– Основные методы работы за много лет не поменялись, – улыбается Елена Георгиевна. – Иногда пробуем что-то новое, но чаще возвращаемся к старому, к уже проверенным и часто незаменимым методам.
Чтобы кукла могла поворачивать голову, открывать рот, шевелить ногами и руками, хлопать глазами, ее отправляют в цех к художнику-конструктору. Он в театре один-единственный и неповторимый. Сколько технических приемов изобрел за свою двадцатилетнюю трудовую деятельность Виктор Манаев , не сосчитать. Каждая новая кукла несет определенные задачи. И всякий раз Виктору Павловичу приходится проявлять недюжинную смекалку изобретателя. То клыки у вампира должны вырастать прямо на сцене, то шея у одного братьев в «Царевне-лягушке» вытягиваться от удивления на несколько десятков сантиметров… А как-то Манаев смастерил Буратино, который сгибал руки, мог держать карандаш и даже писать им. Чем сложнее задачу ставят перед конструктором художник и режиссер, тем интереснее ему работать, признается Манаев. Более того, каждый механизм обязан работать исправно, без какого-либо скрипа… Не дай бог, что-то сломается во время спектакля. Все должно быть прочно, надежно, функционально…
Правда, если какой-нибудь форс-мажор все-таки стрясется, актеры сумеют с ним справиться. Ведь они могут и самостоятельно смастерить куклу и знают основные принципы работы ее технических элементов. Этому их учили в институте. А есть среди них и те, кто делает кукол для спектаклей наравне с мастерами.
Актер Иван Панин раскладывает на столе свои творения.
– Вот подержите. Тяжелая, правда? - дает он в руки куклу Иоанна Крестителя для будущего спектакля «Саломея». – А казалось бы, небольшая деревянная фигура. Я намеренно ее утяжелял: делал полости внутри и заливал их свинцом. Дело в том, что по сценарию кукла должна тонуть в конце спектакля, а дерево, сами знаете, не тонет. Вот и придумал такое техническое решение.
Иван приподнимает деревянную голову куклы и спрашивает:
– Какое у него выражение лица? Должно быть страдальческое. Это уже третья голова, которую я смастерил. Первые две показались художнику слишком злыми. Пришлось переделывать. Но я не расстроился, хотя и потратил на них много времени – по 4 часа каждый день в течение двух недель. Зато приобрел опыт. Век живи – век учись.
Иван уверен: если не умеешь делать куклу, ты не кукольник. Его творения уже не раз появлялись на сцене театра. Например, веселый человечек в шляпке Йосик, который может двигать кистями рук, сгибать пальчики, вращать зрачками, открывать рот…
– Это запястная марионетка, – объясняет Иван. – Такую куклу вы не найдете вокруг Оренбурга на тысячи километров. Учиться ее делать я ездил к мастеру Владимиру Захарову в Томск. Кто-то в отпуск едет на море, а я вот отправился в Сибирь, за уникальным навыком. Если я умею это делать, значит, чего-то стою.
Сейчас, глядя на то, как поглотила Ивана кукольная тема, сложно представить, что когда-то он мечтал быть драматическим артистом.
– Я человек невысокий, нестройный, – говорит Панин. – Кого я мог играть на сцене драмтеатра? Принеси-подай, а потом к старости - дедушек забавных. А здесь моя актерская жадность проявилась в полной мере. Я могу играть всех. Взял Мишу Бальзаминова - и вот я голубоглазый блондин, страдающий от любви, взял принца - и я уже самый завидный жених королевства. Могу сыграть любую роль и именно так, как вижу ее и чувствую.