Трагедия народа сквозь блики 3D-очков

На широкий экран вышел фильм Федора Бондарчука «Сталинград», снятый в новом для русской военной кинематографии формате. Оренбуржцы тоже примерили 3D–очки, чтобы погрузиться в события семидесятилетней давности. Но при просмотре они часто снимали современную оптику – вытирали слезы. 

С замашкой на Голливуд

Появление киноленты вполне ожидаемо попало в гущу споров критиков и зрителей. Обсуждают скорее не явление искусства, а воплощение национальной идеи патриотизма, которой многие современные режиссеры пытались пропитать свои фильмы о войне. Так уж сложилась трагическая история страны, что почти у каждого кинотворца, как потомка героев Великого подвига, есть пунктик – снять фильм о тех событиях. По некоторым данным, только в двухтысячные годы в прокате появилось около 80 военных кинолент: «Утомленные солнцем-2», «Звезда», «Брестская крепость», «Мы из будущего»… Но ни один из них прежде не выходил на экраны в формате 3D. Эта техническая новинка, прорыв в отечественной киноиндустрии – еще один вектор дискуссии критиков. Под их прицел попадает и солидная по российским меркам господдержка творения Бондарчука, вызванная отчасти и из-за желания угнаться за Голливудом. Первый шаг к покорению Запада сделан - «Сталинград» уже выдвинут российским комитетом на роль номинанта на самую почетную награду в киноиндустрии – золотой Оскар. Критики пророчат ему неплохие шансы.

30 миллионов долларов – таков бюджет киноленты, из них третью часть выделил Фонд кино, то есть государство. Остальное – частные инвесторы, в том числе банк ВТБ, которые не стали бы вкладывать в нерентабельный проект. Впрочем, никто и не сомневается, что фильм окупится. Показ «Сталинграда» уже запланирован на трех тысячах экранов в Китае. В России тираж тоже гигантский – почти две тысячи копий. 

Еще в первые минуты просмотра зрители могут оценить серьезную поддержку киноленты – в кадре всплывает название компании, которая ведет прокат, и это не кто иной, как международная Sony Pictures. В титрах не обошли стороной и помощь государственных мужей – лично выражена благодарность министру культуры РФ Владимиру Мединскому, помощнику Президента РФ Владиславу Суркову и даже пресс-секретарю Правительства РФ Наталье Тимаковой.

Язык войны понятен каждому

Серый пепел кружит над обломками Сталинграда, и холодный ноябрьский ветер разбрасывает его по зрительному залу. «Я была там. Как будто вместе с разведчиками наблюдала за фашистами из Дома Павлова (в фильме – Дом Громова)», - сказала одна из зрительниц в оренбургском кинотеатре. Эффект объемного воспроизведения картинки пришел в голову Бондарчуку после просмотра первого в мире 3D-фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона. Тогда он решил снять что-то подобное в России, то есть материал, сценарий подбирался под выигрышный для зрителя формат. Художественный метод определил содержание, а не наоборот. На премьере «Сталинграда» в Москве и Волгограде даже фронтовики отказались смотреть картину в обычном, не 3D варианте. Им тоже хотелось испытать погружение в кинореальность.

Зрители в Оренбурге спешили в зал с полными ведрами попкорна – они шли на русский боевик с голливудским лоском. Но и уходили с полными ведрами – жевать, смотря «Сталинград», многим было стыдно. Бондарчук признался, что не снимал фильм для основной аудитории кинотеатров - это 15 – 25 лет. А ведь именно эта возрастная категория первой оценила «Сталинград»! Привычные поклонникам западных боевиков замедленные удары, движение просочившейся крови, эффект безмолвного крика – всем этим буквально напичкан фильм. Режиссер смакует эффектные телодвижения солдат благодаря формату IMAX. В его творении все на грани гротеска - гремит, бурлит, взрывается… Но от этого не противно. Сознание, что герой с полноформатной картинки был твоим дедом, бесценно. И налет стандартного голливудского боевика, фильма-катастрофы как бы меркнет, его затмевает чувство национальной русской трагедии. Зритель попадает в дом-крепость, который преградил фашистам путь к Волге и стал опорным пунктом для русской армии. Зритель живет там. Наблюдает в прицел советского солдата, почти ощущает запах огнеметной канонады и пепел, падающий на лицо. Хотя этот кадр, где город тонет в летающих сгоревших останках, буквально заимствован из голливудского ужастика «Сайлент-Хилл». На мой взгляд, это еще одна галочка режиссеру – он пытался использовать любые приемы, аналогии, близкие западному зрителю, чтобы расширить масштабы показа от локального (такова судьба почти всех российских лент за редким исключением) до глобального. Эта история могла произойти в любое время и любом месте – в Древней Греции, на Куликовом поле, в современной Сирии… Судьба человека в условиях войны, боевой дух и героическая смелость – вот о чем толкует зрителю режиссер. Интимный стиль изложения истории, безусловно, подкупает, но даже заявленное название фильма, имя города–героя, никак не соответствует масштабу происходящего в картине. Музыка, кстати, тоже переводит фильм в разряд международного восприятия. Знаменитый американский композитор Анджело Бадаламенти ушел от народных мотивов русского творчества, «Катюши» и «Смуглянки» военных лет. Лишь фоновое сопровождение и усилившиеся по звучанию аккорды финальных сцен, оперное сопрано - ничто лучше не выражает общечеловеческую трагедию. Музыка Бадаламенти понятна носителю любого языка, она универсальна. Но почувствует ли под ее сопровождением тот же китайский зритель боль русского народа, избавившего мир от фашизма ценой миллионов человеческих судеб? Или фильм уведет его от сознания того, что подвиг совершил именно наш народ?

Не за Сталина – за любовь!

Вся история повествуется голосом Бондарчука. В фильме это голос эмчеэсника России, «сына» пяти солдат и хрупкой девушки. Он спасает туристов из развалин после землетрясения в Японии в 2011 году и делится судьбой своей семьи с немецкой девушкой, находящейся под обломками.

С первых минут режиссер не оставляет шансов многим зрителям удержаться от слез. Солдаты бегут в наступление в горящих шинелях, кричат, но смело бросаются на врага. Фильм получился без претензии на усиление патриотических чувств. Здесь нет истории страны, а показана судьба человека. Кстати, сюжет создавали по мотивам прозы Василия Гроссмана. Но «утеплили» его человеческой драмой, оглядываясь на опыт «9 роты». В нем компания молодых людей, воюющая не за родину, а друг за друга, вызвала несомненные зрительские симпатии.

Еще на стадии формирования замысла фильма Бондарчук хотел показать историю судьбы, уйти от масштабных сцен военных баталий. Поэтому он и выбрал ключевое сражение Сталинградской битвы, которое идет в рамках одной улицы, а скорее даже – одного дома, ставшего важным стратегическим пунктом в Великой Отечественной войне. «За этим домом – Волга, за ним – конец войны, за ним – Индия!» - воодушевлял своих солдат на захват Дома Громова капитан вермахта Канн (актер Томас Кречман). Да и русские солдаты воюют не за Родину, не за Сталина, а за единственную обитательницу дома, которая чудом осталась в живых после фашистского натиска. 

Любовь – центральная линия сюжета. Отцовское, юношеское, братское чувства пяти русских солдат. Целомудренную любовь испытывают они к Кате (Марии Смольниковой) – угловатой девочке- подростку. И страстная, нежная, превращающая в ласкового зверя любовь Канна к белокурой красавице Маше (Яна Студилина). Война в фильме не одна из героинь, она лишь фон человеческих судеб. Бондарчук делает акцент на отношениях людей в экстремальных условиях. Поэтому в ленте нет черного и белого. Фашизма немца и героизма русского солдата. Зла и добра. Предательства и подвига. Капитан вермахта, к примеру, предстает перед зрителем полным чувств мужчиной, потерявшим все из-за своей греховной, перед фашистским уставом, любви. А русский солдат принимает быстрое решение убить боевого товарища, так как его план может помешать победе. 

Нельзя воспринимать «Сталинград» как реалистичную военную историю, в нем много наивных несоответствий уже с начала фильма. Перед зрителями предстает эдакий пучок штампов из голливудских картин в фантиках отечественных военных лент. Они видны с первых кадров картины. Мама Катя рожает рассказчика от самого младшего бойца, Сережи Астахова (Сергей Бондарчук). В фильме же между ними не происходит ничего, кроме неловкого объяснения: я люблю тебя уже два дня, и я тебя тоже люблю… Но зритель прощает ляпы режиссеру и его команде. Потому что нужно какое-то объяснение, зачем рисковать жизнью, идти на врага, если не за Родину, не во имя патриотической преданности. Поэтому героям нужна романтическая история. Похоже, в «лице» этого фильма мы наблюдаем тенденцию отхода от конкретного, реалистического изображения войны и превращения ее в некий художественный образ, творение которого целиком отдается на откуп авторам - ради возбуждения интереса и достижения голливудских стандартов.

Настасья СПОЖАКИНА.

 
По теме
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных прав, которое выразилось в незаконном использовании ответчиком объектов авторских прав, принадлежащих истцу.
В эти дни… 4 года назад - Законодательное Собрание В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Торгово-промышленной палате области с участием депутатов обсуждалось, как помочь бизнесу.
Законодательное Собрание
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
В Оренбурге прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню работника культуры - Администрация города Праздник в ДК "Россия" объединил сотрудников культурно-досуговых учреждений, театров, музеев и библиотек, руководителей и педагогов детских школ искусств, руководителей профессиональных творческих коллективов,
Администрация города
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных прав, которое выразилось в незаконном использовании ответчиком объектов авторских прав, принадлежащих истцу.
Областной суд