Наталия Веркашанцева ,
фото автора, Евгении Недорезовой и из открытых источников
В редакции «Оренбургской недели» состоялась «прямая линия» с министром образования Оренбургской области Вячеславом Лабузовым.
Пятёрка за ЕГЭ
— В этом году Оренбургская область вновь показала высокие результаты по ЕГЭ. За счёт чего удаётся держать планку? И, если честно, является ли ЕГЭ на самом деле объективным показателем знаний?
— Действительно, по результатам ЕГЭ Оренбургская область не первый год входит в пятерку лучших регионов России. Наш опыт работы признан успешным и рекомендован к распространению. В этом году результаты от 81 балла имеют 15,2 процента выпускников. Для сравнения: в 2015 году – 12,4, в 2014 – 9. Лидируют показатели по английскому языку – 39 процентов (в 2015 году – 34) и русскому языку – 31 процент (в 2015 году – 27). Рост высокобалльных результатов по таким предметам как математика (с 1,9 процента в 2015 году до 5 процентов в 2016-м) и история (с 6,6 до 13,4 процента) можно без ложной скромности считать достижением. 100 баллов в этом году получили 98 выпускников.
Подготовка к ЕГЭ – это большая и целенаправленная работа и педагогических коллективов, и учащихся. Большинство учителей и преподавателей считают, что результаты ЕГЭ соответствуют реальным знаниям учеников. Это подтверждают и результаты исследований, которые проводились Всероссийским центром изучения общественного мнения. Объективность ЕГЭ не вызывает сомнений у большинства учащихся, их родителей и учителей. Так, 80 процентов учителей 11-х классов считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ также называет и большинство 11-классников (62 процента) и нынешних первокурсников (60 процентов), заработавших высокие баллы.
— Со следующего года планируется введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Иностранные языки в наших школах преподаются на не слишком высоком уровне, и многие дети не то, что выполнять задания по аудированию и грамматике, а читать нормально не могут. Нет ли у министерства опасений, что большинство учеников не смогут сдать экзамен? Для чего он вообще вводится?
— Единый государственный экзамен по иностранному языку, как планируется, станет обязательным с 2022 года. Сейчас формируется программа повышения квалификации учителей иностранных языков. Обучение будет выстроено так, чтобы дети были максимально подготовлены к этому испытанию. Для чего это нужно? Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Современному человеку необходим иностранный язык. Для общения с иностранцами, для получения важной информации.
Физики опять в почёте
— Когда-то существовало этакое негласное противостояние между «физиками» и «лириками». Не секрет, что сегодня остро не хватает «физиков». Как будет восполняться дефицит инженерных профессий?
— Вы правы, инженерное образование сегодня – один из приоритетных проектов Министерства образования России. Его цель – обеспечение подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, востребованных на рынке труда, повышение престижа профессии инженера. Для восполнения дефицита инженерных профессий организуются олимпиады и конкурсы в области инженерии. Создан перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования в соответствии с международными классификаторами, в котором выделены инженерное дело, технологии и технические науки. Разработан комплекс мер по повышению квалификации и профессиональной подготовке педагогических работников в этой области. Реализуются новые механизмы целевого приема и обучения студентов. Учреждены пять тысяч грантов Президента России в размере 20 тысяч рублей ежемесячно для студентов вузов очной формы обучения из числа одарённых детей, проявивших склонности к техническому творчеству, изобретательству.
— Интересно, каким вузам отдали предпочтение нынешние выпускники?
— Отмечается рост популярности технических специальностей. В ОГУ это факультет математики и информационных технологий, а также электроэнергетический факультет. В ОГАУ наиболее востребованы оказались «Техносферная безопасность», «Информационная безопасность», «Агроинженерия». В медицинском университете традиционно сохраняется высокий конкурс – в среднем 10,9 заявлений на место на все факультеты. Наиболее востребованная специальность – «Лечебное дело». В педагогическом университете более 10 заявлений на одно бюджетное место было подано на двойные профили: русский язык и история, математика и информатика, география и экономика, история и иностранный язык.
Прощай, перловка!
— Как в нынешнем году будет осуществляться питание школьников?
— Это один из наших приоритетов. Мы еженедельно проводим мониторинг ценообразования школьного питания. По оперативным данным, средняя стоимость завтрака и обеда в сельских школах составляет 17 и 30 рублей в день, в городских – 34 и 51. На дополнительное финансовое обеспечение питания выделяется субсидия из областного бюджета — 8 рублей ежедневно на каждого ребёнка и компенсация из местных бюджетов от 3,45 до 11,45 рублей. Это способствует снижению стоимости школьных завтраков или обедов. Также привлекаются родительские средства, что является необходимой мерой по приведению качества питания в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
— Как сделать так, чтобы дети съедали то, что им дают?
— Организаторами питания ежегодно корректируется школьное меню. С учётом пожеланий детей в 2016-2017 учебном году в ряде школ из рационов исключены блюда, которые дети плохо едят, — каши и гарниры из полтавской, ячневой, перловой круп. И включены новые виды салатов и бутербродов. Считаю необходимым подчеркнуть, что для осуществления контроля над питанием детей родители имеют право в любой день посетить столовую и продегустировать блюда из школьного меню.
Форма приучает к порядку
— Как в нынешнем году обстоят дела со школьной формой? И как лично Вы относитесь к форме?
— Оренбуржье является одним из немногих регионов, имеющих давний опыт использования школьной одежды. Соответствующее распоряжение губернатора реализуется у нас с 2000 года. Лично я к введению школьной формы отношусь положительно. А почему нет? Она приучает детей к порядку, дисциплине, исключает возможность нездоровой конкуренции в плане семейного достатка, подчёркивает опрятность ученика, индивидуальность школы или класса. В рамках подготовки к новому учебному году в целях социальной поддержки обучающихся 1-9 классов из числа многодетных семей и семей, в которых уровень дохода на каждого человека ниже прожиточного минимума, из областного бюджета выделены средства на удешевление стоимости школьной формы. Размер дотационного талона в 2016-2017 учебном году составил 677 рублей. Всего в этом году приобрести школьную одежду со скидкой смогли более 15 тысяч человек.
Неудобные вопросы
— В конце августа губернатор отчитался, что две трети школ капитально отремонтированы к учебному году. Входит ли в их число оренбургская школа № 32, в которой пришлось экстренно отменить занятия на два дня? Родители учеников сообщили нам о том, что утром 2 сентября их обзвонили классные руководители и предупредили о том, что школа работать не будет. Директор Е.В. Сапкулова заявила, что занятия отменили из-за протечки крыши и последствия были ликвидированы за короткий срок героическими усилиями персонала. 5 сентября учебный процесс продолжился в прежнем режиме. Кстати, крыша протекает и в школе № 54, так что во время дождей учителям приходится расставлять вёдра по всему периметру здания. Планируется ли здесь ремонт?
— Школа № 32 не входила в число школ, капитально отремонтированных к началу нового учебного года. В настоящее время там ведётся ремонт кровли.
В школе № 54 нынешним летом крыша была частично отремонтирована. Капитальный ремонт кровли запланирован на 2017 год.
— Я мама первоклассника, который учится в гимназии № 2 города Орска. Знакомство ребёнка со школой было не очень удачным. На перемене произошла драка, учителя в классе не было. Когда я забирала сына, учитель мне ничего не сказал об инциденте. На следующий день я хотела спросить, что же произошло, но его опять в классе не было. Дети находились одни. В связи с конфликтной ситуацией я обратилась к директору гимназии с просьбой перевести моего ребёнка в другой класс. Директор гимназии мне отказала.
— Мы разберёмся. И постараемся вам помочь.
— Год назад в школах Оренбурга ввели систему оплаты питания по картам двух известных банков. Как выяснилось, это кредитные карты. И некоторые родители, оказавшиеся не в курсе всех деталей, вынуждены были оплачивать банкам проценты за образовавшийся кредит. На каком основании нас принудили оформить кредитные карты?
— Этим вопросом занималась прокуратура. И не обнаружила нарушений. Родители, которые не желают оплачивать по карте, могут рассчитываться наличными.
О кадрах и не только
— В здравоохранении существует большая проблема с кадрами. А как в образовании?
— Укомплектованность общеобразовательных школ педагогическими кадрами составляет 99 процентов. Больше всего вакансий преподавателей математики, английского и немецкого языков, информатики, физики.
— Это учитель вас беспокоит. Какие условия необходимы для введения профессионального стандарта педагога? Решение этого вопроса всё откладывают, и нет никакой ясности.
— Не согласен с вами, ясность есть. Но ситуация непростая. Прежде чем ввести какой-либо стандарт, надо ещё оценочную систему придумать. Я знаю, что в министерстве образования РФ работает комиссия из очень именитых педагогов, известных на всю Россию. И думаю, что стандарт будет вводиться. Может, не так быстро, как хотелось бы, но он обязательно будет введён. Однако в любом случае, это прерогатива федерального министерства.
— Я молодая мама. В этом году, услышав о том, что молодые мамы относятся к льготной категории, хотела поступить в ОГПУ на бюджетное место, но не смогла из-за большого числа льготников. В ОГУ сейчас действуют курсы подготовки к вступительным экзаменам для молодых мам, а как обстоят дела с другими университетами? Какие действия предпринимаются для облегчения условий поступления этой категории?
— К льготной категории относятся, прежде всего, дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства — наиболее социально незащищенные и нуждающиеся в государственной поддержке. Полномочия по определению льготной категории относятся к федеральным. Получение высшего образования осуществляется на конкурсной основе для всех категорий граждан. Конкурс предусмотрен и среди льготников в пределах установленной квоты. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 года № 756 проводился эксперимент по предоставлению молодым женщинам в возрасте до 23 лет, имеющим одного или более детей, возможности пройти обучение на подготовительных отделениях вузов. В список организаций, участвующих в эксперименте, входил Оренбургский государственный университет. Эксперимент проводился с 1 октября 2013 по 30 июня 2015 года. Замечу, что четырёхлетний период действия результатов ЕГЭ позволяет молодым мамам в течение этого срока принимать участие в конкурсе на поступление в вуз на бюджетное место.
— Всё больше в последнее время стали говорить об инклюзивном образовании. За последние годы появилось несколько учебных заведений для ребят с особенностями развития. Появятся ли в ближайшее время ещё инклюзивные школы и классы?
— Развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность и возможность выбора образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей. У нас в области государственная программа «Доступная среда» реализуется с 2011 года. За пять лет её участниками стали 177 общеобразовательных школ, где создана безбарьерная среда для детей-инвалидов. Это 20 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений области. В 2016 году созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ещё в 16 общеобразовательных организациях области.
— Когда построят школу в 20 микрорайоне Оренбурга?
— Решение о начале строительства школы в 20 микрорайоне будет приниматься по инициативе администрации Оренбурга в соответствии с утверждённой программой «Содействие созданию новых мест с целью ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения».
А говорят, цифра 7 счастливая…
— Это вас беспокоит мама учащегося гимназии № 7. Мы хотели сменить поставщика питания. В прошлом году, когда мы его выбирали, на нас было оказано административное давление. И лично я считаю, что школа заинтересована в том, чтобы поставщика не менять. А дети не хотят есть продукцию, которую поставляет «Подросток».
— Давайте договоримся: я пошлю свою комиссию. Они посмотрят, встретятся с родительским комитетом. А потом будем решать, что делать.
— Значит, мы можем рассчитывать на вашу помощь? Мы успеем до зимы сменить поставщика?
— До зимы успеем. Хотя хочу сказать, что ко всем поставщикам детского питания есть отдельные претензии. Кому-то «Подросток» нравится, кому-то «Огонёк».
— Я звоню по поводу загруженности детей в гимназии № 7. Им очень много задают. Поскольку они не перешли на пятидневную рабочую неделю, отдохнуть могут только половину воскресенья. А в будни учат уроки до 11 часов ночи. Где-то по четыре часа. Как это отразится в дальнейшем на их здоровье? Возможно ли перейти, как Москва и Подмосковье, на пятидневку. Чтобы дети при такой загрузке хотя бы отдыхали два дня.
— Но в гимназии другая программа, другие требования. Если ребёнку это не под силу, переведите его в другую школу. Вопрос о переходе на пятидневную неделю решает само образовательное учреждение. Но с учётом того, что вы не первая, кто задаёт этот вопрос, я думаю, что на следующей неделе мы проведём с Оренбургом соответствующее совещание. И заодно посмотрим, сколько вашим детям задают.
— Это из гимназии № 7. У меня такой вопрос. Почему мы платим за образование, если оно бесплатное?
— А за что вы платите? Если за занятия, предусмотренные федеральным образовательным стандартом, то они должны быть бесплатными. А если вы захотели, например, отправить ребёнка в кружок кройки и шитья, то это уже за плату.
— Мы платим за дополнительные уроки по русскому, математике, английскому. За год у нас получается 14 тысяч рублей.
— Я вас услышал. Будем разбираться.
— И ещё вопрос. Школа должна выдавать учебники?
— Да.
— Нам дали учебник по информатике в электронном виде. А у меня, например, нет возможности распечатать эту книгу на принтере. Как нам готовить домашнее задание?
— Вам обязаны дать учебник либо в электронном виде, либо в бумажном эквиваленте. Я разберусь.