В минувшую пятницу жуткое ЧП произошло в Улан-Удэ: девятиклассник, заручившись поддержкой друзей, с топором напал на учеников, облил кабинет «коктейлем Молотова» и устроил пожар, пытавшись покончить жизнь самоубийством.
Салтанат БАЙЖИГИТОВА
Фото: kinopati.ru
Пострадали три школьника и учитель. Самое страшное, что за неделю это был уже второй случай атаки на учебное заведение.
Ранее трагедия разыгралась в Перми: двое выпускников беспрепятственно проникли на занятия в четвертый класс, где устроили кровавые разборки. Защищавший детей классный руководитель получила 17 ножевых ранений, в тяжелом состоянии находятся еще несколько учеников.
Как выяснилось, парни вдохновились выходкой американских сверстников, затеявших массовую стрельбу в своей школе почти двадцать лет назад. В сентябре прошлого года в Подмосковной Ивантеевке пытался убить учителя еще один подражатель заокеанских извергов. Тенденция на лицо, отрицать влияние Интернета бесполезно. И как с этим справиться сегодня думают специалисты самых разных уровней.
Происходящее не осталось без внимания и в нашей области. В Оренбурге по этому поводу провели масштабное селекторное совещание с муниципалитетами. Речь шла о безопасности детей в учебных заведениях. Действующая у нас система сбоев не давала, однако чиновники все же решили усилить контроль. И это касается не только охраны: бдить в повышенном режиме должны психологи и соцпедагоги. Все бы нечего, но и тех и других в школах области традиционно не хватает.
В Оренбурге, например, на 700-800 учеников в среднем приходится по одному такому специалисту. А вот в число трудных детей или в так называемую группу риска в каждом классе, начиная с первого, попадает от двух до трех учеников! «Компания» собирается большая, но заниматься с такими детками можно лишь с разрешения родителей, которые не всегда согласны с тем, что их чадо нуждается в наблюдении и коррекции. А работы с ними и впрямь – непочатый край. Неудивительно, что новость об усилении мер со стороны психологов самих психологов ввела в ступор. Социальные педагоги тоже разводят руками, искренне не понимая, что еще от них требуется.
Как нам рассказали в одной из школ города, отслеживать приходится не только посещаемость ребенка, но и его круг общения, а также странички в соцсетях. Контактировать нужно чуть ли не круглые сутки. Индивидуальные беседы проводят по графику: в экстренных случаях переговоры с подростком идут каждый день и на каждой перемене. Вот только эффект очень часто бывает кратковременным. Одних разговоров при всем желании недостаточно. Тем более в нештатной ситуации типа той, что возникла в Перми.
По некоторым данным, один из нападавших принимал наркотики. Парень состоял на учете в психдиспансере и одно время находился на домашнем обучении. Незадолго до трагедии его отец обращался в комиссию по делам несовершеннолетних, предупреждал, что не может справляться с сыном. Взрослые просили помощи у госорганов, но вместо поддержки получили штраф. Родителей оставили один на один со своими проблемами, и это сразу дало о себе знать.
Так уж складывается, что органы, призванные защищать семью и детей у нас в стране не очень-то торопятся выполнять свои обязательства. Например, в нашей области начало года ознаменовалось серией ЧП, которые случились из-за бездействия должностных лиц. После смерти в Сорочинске двухлетней девочки в УМВД назначили служебную проверку: сотрудникам, закрывавшим глаза на жалобы в адрес семьи, грозит увольнение. Свое расследование по факту гибели семерых человек, угоревших в Курманаевском районе, начала и областная прокуратура. Там не исключают, что трагедия произошла по причине недоработки органов соцзащиты.
Случаи нападения школьников на учителей, конечно, носят особый характер. И сегодня важно понять, как их предотвратить. Пока же ясно, что для этого руку на пульсе должны держать не отдельно взятые педагоги, а все ответственные службы.